Не потерять Станиславского

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский — о том, почему второе высшее образование для творческих специальностей должно быть бесплатным.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева поддержала идею введения второго бесплатного высшего образования по ряду творческих специальностей. Мне нравится решимость и энтузиазм нашего министра. Я поддержу любое ее предложение, которое поможет театральным и кинорежиссерам, а также дирижерам получить второе высшее образование бесплатно. Однако еще больше мы заинтересованы в том, чтобы эта проблема разрешилась как можно скорее.

Возможность такой программы обсуждается уже больше десяти лет. В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» есть героиня, называющая себя «Без пяти минут коммунисткой». Герой же все время задается вопросом: когда же наконец пройдут эти пять минут? Примерно та же ситуация у нас.

На мой взгляд, хорошее начинание может задержаться на стадии реализации из-за того, что придется вносить поправки в российские законы. После нынешней «Тавриды» уже все было готово к тому, чтобы решить этот в общем-то частный вопрос. Достаточно «всего лишь» постановления правительства. Тут речь может идти даже не о законе, регулирующем возможность получения бесплатно второго высшего образования, а о грантах.

Почему такая поддержка важна именно для дирижеров и режиссеров? Одни люди находят свое призвание чуть ли не с детства, другие — в зрелом возрасте. Режиссер, равно как и дирижер или писатель, — профессия мировоззренческая. Она требует жизненного опыта. Не случайно многие наши выдающиеся деятели искусства вначале были актерами или музыкантами.

Константин Станиславский, положивший начало режиссерскому театру, долгие годы был актером. Всеволод Мейерхольд окончил музыкально-филармоническое училище и только спустя годы проявил вкус к режиссуре. Леонид Хейфец вначале получил инженерное образование и даже работал по специальности, пока внутренне не пришел к театру. В художественной среде таких примеров множество.

Для решения проблемы, о которой мы говорим уже второе десятилетие, достаточно 30–40 млн рублей. А проблема действительно серьезная по той простой причине, что актеры и музыканты — люди небогатые. Человек, который в определенном возрасте понимает, что нуждается в режиссерском образовании, уже не может обратиться за помощью к родителям, так как они скорее всего близки к пенсионному возрасту.

Мы, со своей стороны, предлагаем варианты решения вопроса.

Я говорил об этом на коллегии Министерства культуры РФ и готов повторить с любой трибуны: если ГИТИС получит семь грантов под второе высшее образование, то мы готовы отказаться от такого же количества бюджетных мест. То есть государство не потратит ни одной лишней копейки.

Пока же мы каждый год сталкиваемся с тем, что вынуждены брать молодых ребят, которые еще, может, не созрели для этих профессий, и отказывать тем, у кого нет денег, но есть явные способности и бэкграунд. Многие из них готовы учиться заочно, но даже эта сумма — 141 тыс. рублей — для человека из далекой провинции неподъемная. Слава Богу, у ГИТИСа немало друзей, которые помогают таким студентам в той или иной степени оплачивать обучение, но в целом это проблемы не решает.

К тому же мы забываем о пользе для государства от таких программ. Вложив сегодня небольшую сумму, завтра можно будет получить поразительные результаты. На днях наши студенты режиссерского факультета вернулись из Эстонии, не самой дружественной сегодня нам страны. Однако там на две недели были приостановлены занятия в Таллинской театральной академии. На показы наших совместных работ пришла вся театральная общественность города. Было ощущение всемирного театрального братства, что бывает только при добрых и доверительных отношениях. В этом смысле российская культура может быть замечательным послом мира.

Одно из самых сильных патриотических чувств я пережил год назад в Лондоне. В театрально-концертном центре выступал Лондонский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева, а в соседнем зале играл свои спектакли Театр имени Вахтангова. На протяжении четырех вечеров залы были переполнены местной публикой. Что еще может сильнее способствовать сближению и взаимопониманию разных народов?!

А теперь давайте на минутку представим, что такой же будущий Валерий Гергиев или Римас Туминас не продолжил обучение лишь потому, что не смог оплачивать второе высшее образование.


Автор — ректор ГИТИСа

Автор
Григорий Заславский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе