Образовательный нестандарт

Качество российского образования зачастую не соответствует требованиям работодателей

В России множество людей с дипломами, но трудно найти не только толкового инженера, но и квалифицированного рабочего.

Нужна ли сегодня государственная забота о трудоустройстве выпускников? Идеи о возврате к некой модернизированной форме советского распределения периодически витают в воздухе. Недавно одна из них материализовалась в виде законопроекта «О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования», внесенного в Госдуму депутатами ЛДПР. Согласно ему, в обиход вводится понятие «студенческий капитал», государство ежегодно должно будет отпускать на поддержку выпускников 30—40 млрд рублей.

Авторы проекта исходят из того, что выпускники учебных заведений испытывают трудности с устройством на работу по полученной специальности. Для решения этой проблемы предлагается ввести государственные сертификаты на студенческий капитал.

Номинальная стоимость сертификата в зависимости от уровня образования (среднее или высшее) и успеваемости будет колебаться от 40 до 120 тысяч рублей. Получат их только те, у кого будет соответствующая успеваемость. По расчетам авторов, из 500 тысяч вузов и около 200 тысяч выпускников средних профессиональных учебных заведений не получат сертификаты из-за низкой успеваемости лишь 20% (около 150 тысяч). Выдавать сертификаты предполагается с 2014 года.

По мнению разработчиков проекта, эти сертификаты и должны заинтересовать работодателей. По истечении двух лет работы выпускника на предприятии он может обратиться с заявлением о распоряжении средствами студенческого капитала в орган государственной власти субъекта РФ в области образования. Тогда его предприятие сможет получить право на сумму сертификата уменьшить размер текущих платежей в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского или социального страхования) либо направить эти деньги на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Есть сомнения в том, что сумма в 40—120 тысяч рублей будет столь интересна работодателю, что он поспешит взять молодого специалиста на работу. Безразличным к нововведению должен, кажется, остаться сам вчерашний студент, если он как-то прямо не заинтересован в оптимизации расходных платежей предприятия, к примеру, не ребенок хозяина. Хотя авторы законопроекта уверяют, что сертификаты подтолкнут студентов учиться усерднее.

У юристов тоже возникают вопросы к тексту проекта. Например, будет ли возможность реализовать право по распоряжению студенческим капиталом при реорганизации предприятия? Что делать в случае банкротства предприятия?

Правительство саму идею не отвергло, рассмотрело и даже подсказало, как лучше ее реализовать. Но есть сомнения, что это весьма затратный проект станет полноценным законом.

На первый взгляд, затея выглядит благородно (что и делает ее потенциальным участником предвыборной агитации: сторонники Жириновского свою агитацию под лозунгами «Студент, ЛДПР за тебя — горой!» уже начали). Но только на первый взгляд.

На самом деле в успешных компаниях и корпорациях (то есть там, где регулярно платят зарплату) тратят немалые деньги на оплату услуг агентств по подбору персонала, потому что не понаслышке знают, как сложно найти хорошего юриста, экономиста, технолога или просто сварщика высокой квалификации.

В стране сложилась ситуация, когда есть океан людей с дипломами, но остро не хватает профессионалов.

Высшая школа экономики попыталась ответить на вопрос, отчего так. По данным ее исследования, больше половины российских студентов даже в самых лучших вузах сводят учебу лишь к списыванию курсовых и рефератов из интернета, что вполне устраивает и учащихся, и их преподавателей.

Иными словами, мы имеем дело с массовой профанацией образования. В связи с чем не убеждают доводы о необходимости тратить по 30—40 млрд рублей в год на помощь в трудоустройстве плодов этой профанации.

В результате массового внедрения в учебные процессы компиляции как основного способа познания мира Россия стала чемпионом мира по количеству студентов на 1 тысячу граждан. По данным Росстата, в 2008 году в России на тысячу человек населения приходилось 70 студентов. Для сравнения: в Австрии — 34, в Великобритании — 38, в США — 59.

Чиновники озаботились проблемой несколько лет назад. В 2007 году Минобрнауки представило прогноз потребности экономики в квалифицированных кадрах с различным уровнем профессионального образования на период до 2015 года. Получилось, что к 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 640 человек.

Но уже сегодня, судя по данным рекрутинговых агентств, есть дефицит и просто приличных инженеров и технологов в строительстве, в компьютерной сфере, в металлургии и других отраслях. Дефицит в верхних эшелонах компаний покрывается в том числе за счет приглашения иностранных специалистов, которым не довелось учиться в российских вузах. На нижние позиции приспособились нанимать гастарбайтеров. А вот «в середке» работать часто некому.

По сухим цифрам, а не по пламенным патриотическим речам, выходит, что проблема у нас не такая, как в Европе, где и впрямь люди стали жить долго и предпочитают выходить не пенсию попозже, закрывая дорогу грамотной и честолюбивой молодежи. И не как в Китае, где обучили у себя дома и в лучших мировых вузах столько студентов, что теперь не знают, куда их девать, и завлекают служить в армию. У нас растет безработица при одновременном росте спроса на технарей-профессионалов. Потому что качество образования чаще не соответствует требованиям работодателей.

В связи с этим возникает вопрос: не лучше ли направить 30—40 млрд рублей в год на повышение качества образования или на оплату учебы молодых людей где-нибудь за границей, где это качество уже высокое? Другое дело, что отечественные работодатели требуют фактически европейской квалификации от соискателей на рабочие места, но зарплату предлагают вовсе не европейскую.

По данным Росстата, средняя зарплата по РФ за 2009 год — 18 637,5 руб. В обрабатывающих производствах — 16 583,1 руб., в строительстве — 18 122,2 руб., а в финансовой деятельности — 42 372,9 руб. В то же время, по данным журнала Der Spiegel, годовой доход начинающих инженеров Франции и Германии составляет от 36 тысяч до 45 тысяч евро (до вычета налогов). При этом зарплата прямо зависит от уровня образования. Окончившие магистратуру европейцы зарабатывают больше коллег-бакалавров — в среднем 42 тысячи евро против 39 тысяч евро в год. А те, кто окончил еще и аспирантуру, начинают уже с 51 600 евро.

И в этой связи еще один вариант использования этих 30-40 млрд рублей — на повышение зарплат молодым специалистам, скажем, в виде госдобавки к жалованью сотрудникам хотя бы госкомпаний.

Можно долго фантазировать, как бы потратить миллиарды. Но самые сладостные мечты, будь они даже облечены в форму законопроекта, не отгонят два назойливых вопроса: как повысить уровень образования и сделать так, чтобы российские дипломы начали признавать за рубежом (чего сроду не было)? И как исхитриться платить действительно профессиональным работникам адекватную зарплату?

Георгий Осипов

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе