Школа теперь должна готовить потребителя

Андрею Фурсенко принадлежат несколько афоризмов. Один: «школа должна готовить не творцов, а квалифицированных потребителей». Другой (странновато звучащий в устах доктора физмат наук) - «высшая математика убивает креативность». Но если выстроить афоризмы в одну цепочку, станет понятно, что все логично: зачем креативность потребителю?

Помимо фраз и афоризмов этот министр войдет в историю как человек, в годы правления которого принято множество непопулярных решений. Это и закон о ЕГЭ, и введение подушевого финансирования в школах, переход на новую систему оплаты труда школьных учителей и вузовских преподавателей. А еще - решение о реструктуризации сельских школ (что равняется окончательному убийству деревни); принятие Федерального закона №83 «О бюджетных учреждениях», который может привести к платности среднего образования; скоропалительный переход на двухуровневую Болонскую систему в вузах, и т.д. Кроме всего прочего, именно в годы правление Фурсенко, пытались внедрить в школу печально знаменитые учебники истории и обществознания, в которых не без симпатии оценивалась роль Сталина. Именно в них появился термин «суверенная демократия».


Есть вещи, которые Министр и его чиновники выдают за безусловные достижения: по стране вихрем пронеслись парадные «нацпроекты». В них поддержка оказывалась лишь самым лучшим, а система образования в целом по-прежнему прозябала (диаметрально противоположен подход Финляндии, где все школы – дают хорошее образование и одинаково финансируются). От нацпроекта «Образование» остались, может быть только школьные компьютеры (не всегда с быстрым Интернетом), и школьные автобусы. Не считать же великим достижением, растущие как термитники, Федеральные университеты (это когда самые сильные вузы региона сливаются в один, утрачивая индивидуальность при слиянии).


Что касается законов, то самые непопулярные из них так и не были приняты до президентских выборов. Береженного бог бережет. Речь идет об интегрированном законе «Об образовании в РФ», где множество глупостей. А еще – о Стандартах для старшей школы – тех самых, скандальных, где обязательными для всех предметами, становятся ОБЖ, Россия в мире и физкультура (бесплатными же останутся далеко не все дисциплины).


То, что все грехи российского образования связывают с Андреем Фурсенко, не вполне справедливо: роль личности в наши дни сведена к минимуму, и все министры – это скорее функции, проводники политики верхушки страны. Они не специалисты своего дела, а эффективные менеджеры, верноподданно исполняющие то, что им велят. А единороссная Госдума узаконивает все действия Минобра. Поэтому надежды на то, что отставка отдельно взятого министра, изменит ситуацию к лучшему, наивны. Это ощущение выразил интернет-пользователь «Алекс» из Чебоксар: «Развалили всё и вся. Конечно, теперь можно будет стрелочника уволить. Но все идеологи реформ останутся на местах, и развал образования и науки будет продолжаться... Вот отправил бы президент в отставку всю команду горе-реформаторов! А то засиделись в своих креслах, отмывая бюджетные деньги на бессмысленных экспериментах! Довели же учителей и ученых до ручки! Куда уж более, господин президент»? (24 мая 2011 года)


Фурсенко OFF


И, тем не менее, с прошлого года стали появляться коллективные письма с требованием отставки Андрея Фурсенко. Это произошло после встречи президента Медведева с учеными, которые жаловались на положение дел в науке. Тогда президент пошутил: мол, не уволить ли ему министра? Вскоре Российский студенческий союз (РСС) начал сбор подписей в интернете под «Манифестом» с требованием отставки Фурсенко. «За годы, которые Андрей Фурсенко возглавляет министерство, - написано там, - система российского образования и науки деградировала, пришла в полный упадок. Наука практически «убита». Распадаются научные коллективы, закрываются лаборатории. Лучшие умы российской науки и образования продолжают уезжать за рубеж. Разрушается школьное образование: сокращается финансирование школ, снижается уровень подготовки абитуриентов. Уничтожается система высшего образования: растет уровень коррупции, увеличивается стоимость обучения и количество платных мест, ухудшаются условия проживания в общежитиях, растет число призывников в студенческой среде».30 мая РСС сообщил, что начал работать специальный сайт www.fursenko.net, где собираются подписи под требованием отставки. «НЕВОЗМОЖНО БОЛЬШЕ терпеть навязанные сверху «порядки и правила» построения образования, которые на фоне отсутствия достойной работы, зарплат и перспектив для выпускников школ и вузов, вместо обещанной модернизации ведут к варваризации страны», - написано в манифесте.


Происходят и антифурсенковские протесты ученых. 13 мая прошлого года, в Питере на площади Сахарова прошел митинг сотрудников академических институтов. Одним из основных требований трехсот ученых была отставка министра образования и науки Андрея Фурсенко. Ученые подчеркивали, что собрались не для того, чтобы требовать повышения зарплат, а для того, чтобы "прекратить развал фундаментальной науки". Похожие уличные акции провели ученые Новосибирска и Москвы. Все они требовали отставки министра


Появилось и открытое письмо деятелей культуры, направленное против деятельности Минобраза. Они требовали вывести творческое образования из подчинения Минобру. Среди подписантов были Николай Петров, Олег Табаков, Владимир Спиваков, Владислав Казенин, Андрей Кончаловский, Дмитрий Бертман. Там были такие слова: «Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому – вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось». В конце они требовали «вернуть все без исключения учреждения творческого образования (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение Министерства культуры. Категорически запретить Министерству образования и науки вмешиваться в учебный процесс. Обеспечить творческим учебным заведениям достойное финансирование и отменить в их отношении губительные нормы закона №83-ФЗ «О бюджетных учреждениях». Навести порядок в оплате труда сотрудников учебных заведений творческой направленности».


Что делать?


За 10 лет принята масса законов, добивающих российское образование. По большому счету, законы эти надо отменять. По мысли членкорра РАО Александра Абрамова, надо провести полную ревизию того, что произошло за эти годы. Расформировать старое министерство и создать два – Просвещения и Комитет по высшей школе и науке. Уйти от трехступенчатого деления Министерства (после административной реформы) на Министерство-агентства-службы, когда сам министр отвечает только за общую политику (а значит, практически - ни за что). На самом деле Министерство образование должно отвечать за все. В том числе - за содержание образования, и за волну детских самоубийств – тоже. Главное то, что в Минобре должны работать настоящие профессионалы, прислушивающиеся к голосам авторитетных экспертов.


Неужто Канделаки?


Сейчас ходит много слухов о том, кто будет министром. Называют и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, и главу Рособрнадзора Любовь Глебову, и члена генерального совета «Единой России» Валентину Иванову, и даже Тину Канделаки. «Русский журнал» обратился с вопросом о перспективах отставки Фурсенко к заместителю председателя думского Комитета по образованию Олегу Смолину:


Олег Смолин: Точно на вопрос о том, кто будет министром образования и науки ответить не может никто. Моя оценка ситуации вероятностная. Наиболее вероятный следующий министр – Аркадий Дворкович. Но есть, естественно, и другие кандидатуры.


РЖ: Называют имя Валентины Ивановой…


О.С.: Про нее я тоже слышал, но как про менее вероятного кандидата. Думаю только о том, что если министром образования будет Валентина Николаевна Иванова, или, например, ректор СПбГУ Николай Кропачев, мы еще научимся выше ценить Фурсенко. Причем, по нашей информации, вопрос решается в комплексе: будет ли одно министерство или два. При этом, похоже, не министр будет определяться под количество министерств, а количество министерств под министра. Высокопоставленные люди говорят, что если, например, министром будет Аркадий Дворкович, он постарается сохранить объединенное министерство образования и науки. Понятно, что с точки зрения любого системного подхода не министерства подбираются под людей, а люди под министерства и под функции.


РЖ: И какова ваша оценка ситуации, если министром будет Дворкович?


О.С.: Поживем – увидим. Аркадий Дворкович, конечно, либерал, и, конечно, уже отметился заявлениями вроде того, что нужно ликвидировать стипендии, но при этом человек он весьма неглупый. Все зависит от того, насколько он будет способен учиться в ходе «боевых действий». У нас уже был случай, когда образование одного министра очень дорого обошлось стране. Хотелось бы, чтобы история не повторялась.


РЖ: Вы имеете в виду нынешнего министра?


О.С.: Андрея Фурсенко (смеется).


РЖ: Насколько, на ваш взгляд, целесообразно разделение Министерства Образования и науки на два?


О.С.: Я думаю, что разделение министерства нужно. Но не такое, какое считается наиболее вероятным – то есть, отделить школу и дошкольное образование от профессионального образования. Я считаю, что министерство должно охватывать все образование, а науку нужно объединить с высокими технологиями.


Если будет два министерства, я не исключаю, что Андрей Фурсенко останется министром науки.


РЖ: А если бы вам предложили стать министром образования, вы бы согласились?


О.С.: Только в коалиционном правительстве и только под обещание увеличения финансирования образования и предоставления свободы действий. Для того чтобы моими руками вершился тот же курс – никогда!

Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе