Студенты не хотят быть подопытными кроликами

Бакалавриат плох уже тем, что ограничивает время обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации объявило о проведении конкурсного отбора учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата. Заявки на конкурс принимаются до 11 марта 2010 года. Таким образом, продолжается переход на многоуровневую систему бакалавриат – магистратура. Эти изменения вызваны Болонским соглашением, которое, в свою очередь, стремится привести европейскую систему образования к единым общепринятым стандартам. 

Новый эксперимент призван приблизить работодателя к пониманию того, что есть такое – бакалавриат. Пока в стране решается вопрос о начале очередного эксперимента, любопытно взглянуть на опыт соседей. Как другие страны, например Германия, справляются с изменениями, вызванными переходом на многоуровневую систему. 


До начала реформы в Германии действовала модель образования, разработанная Вильгельмом фон Гумбольдтом еще в начале XIX века, которая включала в себя широкое образование, сочетающее науку и исследования, свободный выбор изучаемых предметов и самостоятельную организацию учебного процесса студентами. 

Общие требования Болонского процесса ясны, но как их достичь, каждое учебное учреждение в Германии решает индивидуально. 

Например, Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере) сравнительно небольшой, в нем учатся 6,5 тыс. студентов на трех факультетах: юридическом, экономическом и культурологическом. Факультет юриспруденции просто приписал каждой лекции определенную сумму зачетных баллов ECTS (Европейской системы перевода и накопления кредитов. Один балл ECTS соответствует 30 часам времени, затраченного на изучение определенной темы: посещение семинаров или лекций, самостоятельная подготовка и написание курсовых работ.) Но, кроме этого, на самом факультете ничего не изменилось. Переход к системе бакалавриата и магистратуры здесь не имеет смысла. Выпускники, окончившие лишь первый уровень, не имели бы перспективы на рабочем рынке, куда по традиции допускаются только юристы с фундаментальным образованием. 

Для студентов культурологического факультета изменились общие условия образования. Свободное посещение отменили, студенты теперь обязаны посещать все занятия. А нормативный срок освоения учебной программы ограничили шестью семестрами. В этих временных рамках студенты самостоятельно решают, каким образом заработать нужное количество зачетных баллов. Предлагаемым ассортиментом курсов и семинаров в полном объеме воспользоваться они уже не могут. Не хватает времени. Большинство студентов чувствуют себя скованными новой системой. При старых условиях они смогли бы учиться в удобном для себя темпе, поскольку срок учебы официально не был ограничен. 

С самыми значительными преобразованиями пришлось столкнуться студентам экономического факультета. Посещение лекций теперь строго по расписанию, и в каждом семестре необходимо набрать определенную сумму ECTS, для того чтобы иметь право продолжить учебу. Будущие экономисты жалуются на неоправданно ускоренный темп, который мешает качественному усвоению материала и резко сокращает объем свободного времени, отравляя тем самым их «золотые студенческие годы». 

Если даже у факультетов одного университета столь дифференцированный подход к вопросу, то разница по всей Германии еще более существенная. Как ни парадоксально, введение системы бакалавриата, магистратуры и зачетных баллов противодействует одной из главных целей реформы: повышению мобильности студентов. Университеты часто не признают результаты, достигнутые студентами в других учреждениях. 

Но ситуация понемногу улучшается по мере сближения университетских стандартов. Постепенно меняется и отношение работодателей к самому бакалавриату. 

Однако студенты, попавшие в университеты во время реорганизации обучения, чувствуют себя подопытными кроликами. За последние два года студенческие организации провели несколько общегерманских акций и забастовок. Основным требованием было возвращение к классической гумбольдтской модели образования. Забастовки были достаточно серьезными, а в Берлине и до сих пор можно увидеть палатки и транспаранты бастующих, проходя мимо Университета имени Гумбольдта. В среднем немецкий студент учится 12–13 лет, прежде чем он поступает в университет. Часто между окончанием школы и началом обучения в вузе год или два раньше уходило на профориентацию. Старая система давала время для поисков своего призвания. С новой системой все это уходит. 

В России, конечно, реформа имеет свои особенности. Здесь большие страхи связаны именно с тем, что фундаментальность образования уйдет, если ограничиться в реформе чисто количественно-временными мерками.

Наталья Поликарпова 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе