Урок за полмиллиона

Даже за хорошую прибавку к зарплате молодежь в сельские школы не торопится

Учительский капитал в 500 тысяч рублей для Марины Смирновой, преподавателя физики единственной в Любиме средней школы, можно сказать, свалился с небес. Впрочем, совпадений в ее жизни случалось уже столько, что логично предположить: и эта неожиданность была ожидаема.

Любовь и Любим

В небольшой городок Марина попала… по зову сердца. Во время учебы в Глазовском пединституте, что в Удмуртии, она познакомилась с ярославским геологом. За ним спустя пять лет и последовала в наши края.

– В августе 2009-го приехала и уже через два дня знала, что буду преподавать физику здесь в школе, – рассказывает Марина. – Детей поначалу панически боялась.

Отработала год. С мужем жилье сняли, надежды на собственную квартиру связывались исключительно с работой супруга. Перспективы рисовались весьма туманными, но на учительскую зарплату и вовсе рассчитывать не приходилось.

– Пять тысяч – оклад, тридцать процентов доплачивают как молодому педагогу да плюс классное руководство, – нехитрые зарплатно-арифметические действия Марина выдает с простотой, которую может позволить себе лишь человек с небольшими доходами. – Итого восемь тысяч. Половина уходит на оплату жилья. Кстати, неблагоустроенного, без горячей воды. Вот и считайте.

Считали и на федеральном уровне, зная, как мало выпускников педагогических вузов отправляется за такую зарплату в сельскую глушь. Поэтому и решено было год назад на самом высоком уровне простимулировать благие помыслы начинающих педагогов материально.Прошлым летом в регионы пришло письмо из Министерства образования и науки РФ о привлечении выпускников вузов в школы, «где остро ощущается нехватка педагогических кадров». Как следовало из документа, молодому выпускнику педагогического вуза 2009 или 2010 года полагается грант из федерального бюджета в размере 500 тысяч рублей. В обмен за как минимум 5 лет работы на селе.

– Выплачивается грант двумя равными долями в течение двух лет, – объясняет Наталья Шибаева, заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения областного департамента образования. – Никаких ограничений для педагогов в пользовании этой суммой нет. Можно купить жилье, потратить деньги на лечение, отдых – словом, на все, что угодно.

Конечно, заполнить молодыми специалистами всю кадровую брешь сельского образования никакого бы бюджета не хватило, поэтому Минобрнауки отобрал из списка предоставленных регионами вакансий самые «горячие». Таковых по Ярославской области федералы определили всего три: одну в Любимском и две в Первомайском районах. Видимо, остальные вакансии показались чиновникам более перспективными. Хотя в других областях рабочих мест, дотируемых по полмиллиона рублей, выбрали больше.

В целом гранты раздавались преимущественно сельским школам и маленьким городкам, где требовались прежде всего учителя иностранных языков, физики, математики, химии. В областном департаменте образования, говоря о нехватке кадров, делают акцент на преподавателях иняза и начальных классов.

Совпадения и случайности

Марине Смирновой полмиллиона положены не были: она и без этих денег уже работала в любимской школе. Но судьба распорядилась по-своему, и в программе оказалась именно она.

– Впервые об учительском полумиллионе я услышала на августовской конференции педагогов, – вспоминает Смирнова. – Говорили, что ермаковской школе выделен этот грант – на ставку учителя начальной школы. Я еще подумала: вот повезло кому-то.

Прошел месяц, другой, а в ермаковскую школу так никто и не собрался. Затянулась пауза и с востребованностью двух других вакансий. А ведь предполагалось, что от молодых педагогов отбоя не будет и что претендовать на «полумиллионное» рабочее место станут лучшие из лучших выпускников педвузов.

– Сказался тот факт, что документы из Москвы пришли слишком поздно, и большинство выпускников уже успели определиться со своей дальнейшей судьбой, – считает Наталья Шибаева. – Ярмарка вакансий в педагогическом институте у нас проходит в марте. А летом с кем было работать?

Кстати, аналогичная ситуация складывалась и в соседних областях. Время шло, а большинство вакансий оставались незакрытыми.

Тут в Любиме вспомнили о Марине Смирновой. Раньше времени изъявила желание работать в местной школе? Так такие порывы души поощрять нужно. Быстро собрали все документы. В министерстве ее кандидатуру одобрили. И вот уже Марина значилась получательницей президентского гранта. Вместе с деньгами ей достались и дополнительные обязательства.

– Два года нужно вести исследовательскую работу, – рассказывает молодой педагог. – С анализом состояния образовательной среды в нашей школе я уже справилась. Теперь нужно разрабатывать модели инновационной деятельности.

Для успешности изысканий Смирнову определили под опеку института развития образования. Хотя некоторые трудности в работе все-таки возникли: грант «свалился» на нее в тот момент, когда Марина была беременна. Поэтому и «каникулы» у нее наступают раньше времени: учит школьников физике последнюю неделю и уходит в декрет. Но работу исследовательскую не оставит. И в определенные Министерством образования сроки планирует уложиться.

А применение полумиллиону уже найдено: Смирновы будут покупать свое жилье.

На голодном пайке

О том, насколько любимской средней школе необходимы свежие кадры, говорит хотя бы тот факт, что молодых специалистов здесь всего два. Одна в декрете, другая скоро тоже там будет. Поэтому и в будущее директор Надежда Николаева смотрит с сомнением. Сейчас не хватает трудовика для мальчиков, а музыку вот уже три года преподают все, кто только может.

– Пока справляемся неплохо, и результаты итоговой аттестации это подтверждают, – говорит Николаева. – Большинство выпускников поступают в вузы. Школа считается лидером инновационных процессов в муниципальной системе образования, участвовала в конкурсе «Учитель года». В старших параллелях есть профильное обучение. У нас два компьютерных класса, мультимедийное оборудование. Но как будем решать кадровую проблему дальше, предположить сложно. Ведь семьдесят процентов педколлектива – люди пенсионного возраста.

Любим в этом смысле лишь подтверждение общего правила. Как и пречистенская школа, где два молодых педагога начальных классов на «грантовые» ставки все же были найдены. Но разовые вливания, даже полумиллионные, кадровый голод вряд ли насытят. На сегодняшний день по области не хватает семисот педагогов: четырех сотен в городе, трехсот – на селе. Остается надеяться на здоровье учителей-пенсионеров.

Марина НИКИТИНА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе