«Внезапно выясняется, что учителя — тоже люди». Дети — о том, что дал им дистант

Одни стали гугл-отличниками, другие — выгорели.

Не успел сдать работу — напиши учителю в чат. Не знаешь ответ на уроке — посмотри в гугле. А если все надоело — сверни Zoom и открой YouTube. Московские школьники пережили девять месяцев дистанта. Что они сами об этом думают? Ксения Кнорре Дмитриева поговорила с подростками.



Просидел урок и не зашел на YouTube — молодец

Даша, 9-й класс: 

— Я заметила, что во время дистанта сильнее проявляется то, что мешало учиться в школе. Если тебе в школе было сложно сосредотачиваться, то дома у тебя еще больше возможностей, чтобы отвлечься. 

Если в школе ты на химии мог погрызть карандаш, покачать ногой, порисовать в блокноте, то дома ты можешь еще и свернуть Zoom, убавить громкость и зайти на YouTube. И противодействовать этому очень сложно, но если тебе удалось, то это доставляет гораздо больше радости: просидел целый урок и не зашел в YouTube — о, я молодец! 

Именно на дистанте я неожиданно для себя полюбила физику. Наш учитель классно приспособился к этому формату, рисовал рисунки на виртуальной доске, легко переключался, это было здорово и интересно. 

А, например, на обществознании как были видеоуроки, так и остались, только они стали еще заунывнее, потому что в школе на уроках вы могли вместе поржать над картинками, попереписываться с одноклассниками, переглянуться, а тут — только обменяться сообщениями в чате зума.

Чего мне не хватало на дистанте? В первую очередь общения. Даже не просто общения, а живости происходящего, ощущения живых людей вокруг. В классе гораздо приятнее сидеть, видеть отклик других людей, учителя рядом, иметь постоянную возможность что-то спросить. Это гораздо проще сделать, потому что на дистанте ты обращаешь на себя намного больше внимания, когда включаешь микрофон, все замолкают, и ты такой: «А можно еще раз с самого начала, пожалуйста, я ничего не понял»…

На очном обучении у учителей больше рычагов давления на нас, а тут они проверяют далеко не все работы. Поэтому на дистанционке вопрос не в том, что мне поставят двойку, если я что-то не сделаю. А в том, что я потеряю для себя лично. 

На дистанте учителя более человечные, потому что при таком обучении у них больше проблем, и они об этом говорят. Внезапно выясняется, что они тоже люди, и у них тоже висит электронный дневник, тоже не загружается Google class, тоже постоянно обновляется Zoom, и так далее. Дистант нас с учителями сблизил, предоставил больше возможностей для личного общения. 


Еще интересно оказалось на дистанте с едой: выяснилось, что если тебя не выковыривают из комнаты, то ты забываешь есть. 


Очень сложно на дистанте с общением. На летних каникулах ты обычно почти не общаешься со школьными друзьями, даже если вы все в городе, никому не интересно, что там у тебя, и когда вы возвращаетесь в школу, вы продолжаете общаться с той точки, на которой закончили весной. С дистантом то же самое: почти никто ни с кем не встречается, хотя такая возможность есть, почти не переписывается, потому что странно переписываться с человеком, с которым ты все время общался лично. 

И у тебя во время урока в Zoom’e фантомные боли, потому что ты видишь смешной момент и думаешь — с кем бы ты сейчас над этим поржал, если бы вы были в школе, ищешь способ поделиться и пишешь другу в WhatsApp: «О, смотри, у Леонидыча открыта вкладка тик-тока». Но это совсем не то же самое. 



Я не могла выйти на улицу — времени не было

Арина, 8-й класс: 

— У дистанта помимо плюсов — поспать подольше, пропустить какой-то урок и остаться незамеченным — есть и минусы. Я не могу увидеться с друзьями, поговорить с ними о том, что волнует, и просто пообниматься. Не могу остаться после урока, если не поняла тему. 

Есть и электронные проблемы: не открылся журнал, не загрузился тест — домашнее задание не выполнено, вылетел или не загрузился Teams и так далее. Некоторые из учителей не умеют пользоваться демонстрацией экрана или просто не понимают, как писать на электронной доске или в Paint’е, из-за этого не все понятно. 

Как-то со мной произошла глупая и неприятная ситуация: я перепутала дни в дневнике и около 10 минут ждала, пока меня «впустят» на онлайн-урок. Отчаявшись, написала однокласснице и узнала, что я вовсе не там, где должна быть. 

Но есть и проблемы более значительные.


Во-первых, мы постоянно сидели за компьютером, ноутбуком или глядели в телефон — семь часов практически без перерывов.


Мы портили зрение намного сильнее, чем обычно. Также постоянное сидение вредно для спины. 

Моя подруга недавно сказала, что четыре часа вообще не вставала из-за стола — выполняла классные задания, потом делала уроки. Порой у меня в течение дня не было времени, чтобы выйти на улицу. 

Во-вторых, на дистанте некоторые парятся по поводу обучения намного больше, трясутся над каждой оценкой, и из-за этого у них могут начаться проблемы с ментальным здоровьем. А некоторые просто не успевают на уроки или считают дистант возможностью прогулять и ничего не учить. 

Не знаю, сколько можно найти плюсов у дистанционного обучения (я вижу лишь два, максимум три), минусов у него намного больше.



На дистанте я стал гугл-отличником

Саша, 10-й класс: 

— Я стал отличником на дистанционке еще в апреле. А к Новому году у меня была единственная итоговая тройка, хотя обычно выходит четыре, и по большинству предметов я отличник — процентов 70 у меня на пятерку. 

Связано это с двумя вещами. Во-первых, на дистанте у меня было гораздо больше свободного времени на учебу: не было необходимости рано вставать, получалось больше отдыхать, и я присутствовал на уроках со свежими силами. 

Ну а во-вторых, мои ошибки в школе, связанные с недоучиванием, невнимательностью и прочим, на дистанте компенсировались тем, что я гуглил некоторые ответы. На обычном уроке возможности заглянуть в гугл нет, а на дистанте — есть. Поэтому оценки получаются выше. 

При этом на предметах, которые мне нравятся или с которыми я планирую связать свою жизнь, я делал это по минимуму — алгебру, геометрию, английский вообще не списывал. А есть предметы, на которые я и до дистанционки времени особо не тратил — та же химия, биология; их я скатывал, но даже при этом условии удавалось зарабатывать пятерки. Знаний по ним по факту нет, но они мне не особо нужны. 

Кроме того, на дистанте я мог уделять время хобби. Например, я начал играть на электрогитаре, пошел на бокс и поучаствовал в первых соревнованиях, усиленно занимался экономикой, а еще параллельно с учебой умудрялся подрабатывать. Все это благодаря тому, что предметы, на которые я в школе тратил кучу времени, на дистанте я мог скатать. 

Конечно, мне не хватало общения. Я экстраверт, и мне без нашей школьной тусовки было очень тяжело. Можно было, конечно, встречаться с кем-то, что мы и делали время от времени, но когда вас двое-трое, это совсем не то же самое, когда вас сто человек в школе и вы радуетесь друг другу. 

А кроме того, все были заняты, включая меня. Я готовился к олимпиаде по экономике, поэтому не мог гулять больше одного раза в неделю. Кроме того, в школе я общаюсь со всей моей параллелью десятых классов и еще, наверное, с половиной параллели одиннадцатых — очень трудно организовать такую встречу.

Спина от сидения за компьютером действительно болела, но помогали разминки на переменах. А глаза… Мне кажется, что это очень долгая дискуссия на тему, что монитор на самом деле глазам не вредит, а лишь добавляет им усталости, и короткая разминка между уроками помогает их сохранить в нормальном состоянии. Но, надо сказать, поскольку я учусь в школе с программистским профилем, я и так много времени проводил за компом.

У меня есть группа ребят из класса, которые раньше все время сидели в Discord. Это что-то типа Zoom’а, только хорошо оптимизированное. Там не обязательно включать камеру, там есть чаты, голосовые каналы, текстовые. Это тусовка в основном для тех, кто играет в игры — им так удобнее переключаться между каналами, с кем-то общаться. Очень много ребят на дистанте придумывали для себя системы, чтобы на уроках переписываться, пересекаться на перемене, как в школе, создавали что-то максимально похожее на школьную атмосферу.



Одноклассник скинул ответ — и у тебя не «два», а «четыре»

Тихон, 10-й класс: 

— Учиться на дистанте гораздо сложнее, потому что… Точнее, не так. На дистанте гораздо легче НЕ учиться. 

Нет проблем с прогулами — ты просто не включил компьютер и не пришел на урок, а потом сказал, что электричество отключили. 

А вот действительно учиться очень сложно. Во-первых, потому что тяжело сидеть за компьютером по семь часов в день (7–8 уроков), и при этом не играть, а потреблять информацию — это очень сильно напрягает как глаза, так и спину. Не получается сесть как-то расслабленно и запоминать. 

Во-вторых, это в принципе тяжелее, потому что часто не видно учителя — или плохое качество связи, или же это просто не нужно для урока. Из-за этого сильно страдает восприятие от человека к человеку, потому что гораздо легче что-то усвоить, когда человек объясняет, может показать жестами и есть эффект присутствия. А тут непонятно — делает это учитель сейчас или просто записал, включил, а ты сидишь и смотришь. 


Режим на дистанте сбивался у всех. Сколько у меня одноклассников — и в нормальное время уже никто не ложится.


Кого угодно можно застать в час ночи, а порой и в 4 часа утра. 

Учителя практически в тех же условиях, только им сложнее со сдачей экзаменов. Потому что, если откровенно, честно написать что-то на дистанте очень сложно, потому что камера все вокруг не охватит. Появляется благоприятная возможность списать. Учителя это по большей части понимают.

Что нового я открыл в своих учителях и одноклассниках за это время? Я бы сказал, что во время дистанта учителя стали более понимающими людьми, потому что им тоже сложно в такой ситуации. 

Одноклассники тоже поменялись. Считай, сидишь дома весь день — некоторые очень сильно выгорают из-за этого, потому что нельзя даже на перемене общаться, только попутно переписываться, а это не то. Встречаться сложно, потому что у многих помимо школьных занятий еще репетиторы, спорт, все заняты 24/7. На дистанте нужно организовывать конкретное мероприятие, чтобы все собрались, вместо того чтобы просто сказать: «Пойдем за кофе» или что-нибудь подобное.

Мне кажется, есть вполне реалистичные решения, которые могли бы сделать дистант менее утомительным. Например, просто уменьшить длительность уроков. Получается так, что в них участвуют только те люди, которым это и правда надо. И 45 минут нас очень сильно выматывают. Все, что мы делаем, можно сделать гораздо быстрее. 

На дистанте учителя нас не грузили, что нужно пройти программу и что мы ничего не успеваем. Проходили так, как у нас получалось. Иногда писали работы. Не очень показательные, конечно, потому что если ты чувствуешь, что уже не вытянуть — просто написал однокласснику, он скинул тебе решение — и вот у тебя уже не «два», а «четыре». Думаю, на нас будут больше давить на очном.

Для меня самым тяжелым на дистанте оказалось поддерживать свое желание учиться. В апреле это было даже весело — конец года, экзамены, можно спокойно сидеть и готовиться. Но потом дистант стал сильно утомлять, потому что нет ни желания, ни какого-то принуждения, скажем так. Если ты в школе что-то не сделаешь, тебя отругают, поставят двойку. А тут ты пишешь: «Я дико извиняюсь, у меня форс-мажор, никак не мог это сдать. Можно сегодня вечером?» И это происходит постоянно. 



На дистанте учителя стали человечнее

Ваня, 7-й класс: 

— Было сложно встречаться с друзьями. Мне-то повезло — у меня есть брат, но я не очень представляю, как вообще живут люди, которые без братьев и сестер. Мне кажется, им на дистанте было очень грустно. 

Мы иногда как-то встречались с классом. Один раз классная руководительница организовала на катке встречу всей параллели.

Дистант был хорош тем, что не надо ехать в школу, вставать можно позже, учеба не так надоедает. Потому что иногда устаешь от того, что надо каждый день рано вставать, а уроков много, поэтому не всегда получается выспаться. Просто сесть за компьютер и подготовиться к уроку проще.

Тяжело и то, что на дистанте часто уроки затягиваются. И когда они все такие сложные, то почти пропадают переменки. Часто не из-за учителя — ученики задают вопросы, надо кому-то что-то объяснить, да и не всегда понятно, когда урок закончился. 

Думаю, что нам было бы проще на дистанте, если бы мы часть времени учились в школе, а часть — дома. И если бы школа помогала организовывать встречи. 

Но вообще мы далеко живем друг от друга, нам не очень удобно встречаться. Иногда я понимал, что у меня есть домашнее задание, и когда ты все сделал — времени не остается. Пока ты туда доедешь, не успеешь нормально погулять, пообщаться, надо будет ехать домой. А когда ты в школе, можно перед тем, как домой отправляться, погулять.

Большинство учителей на дистанте старались помочь. Они были общительными с нами. Мы даже больше разговаривали, чем в школе. Некоторые ученики очень любят поговорить и, видимо, потому что стало меньше общения, разговаривали во время урока с учителями. А те вроде бы были и не против. Они стали человечнее, что ли. 



Дистант научил, что знания дает не только школа

Федор, 11-й класс: 

— Дистанционное обучение мне подходит больше, чем очное. Времени становится больше. 

Во-первых, я не езжу в школу. Во-вторых, все мои материалы в шаговой доступности от меня. У меня прямо здесь есть книги, компьютер, интернет. И силы, наверное, экономлю, становится больше ресурса.

Весной, на первых этапах дистанта мне было сложнее. Я был решительным его противником. В тот момент пандемия еще не приобрела такой масштаб, как сейчас, а паника была сильной. Казалось — зачем вы вообще все это делаете, когда паниковать еще рано? Потом выяснилось, что эти меры имели смысл. Когда число заболевших перевалило за 100 тысяч, выросла смертность, а всевозможные переходы на плато в конечном итоге закончились ничем, стало ясно — это серьезно, надолго и что-то сделать все же надо.

Расписание все-таки немного подредактировали в связи с дистантом: некоторые уроки перешли в такой формат — учитель скидывает задание, и мы его делаем позже. И я стал пользоваться такими моментами в своих интересах, то есть определять, когда я лучше сделаю это задание и на что потрачу высвободившийся час. 

А еще появилась возможность хотя бы иногда что-то экстренное делать во время другого урока.

От недостатка общения я не страдал, я его не потерял: встречался с друзьями на дистанте и общался с ними очно. 

У учителей, поскольку мы выпускной класс, есть некоторая нервозность, даже не из-за того, что нас приходится готовить, а из-за того, что не совсем понятно, как это все будет выглядеть. Непонятно, какой будет в этом году ЕГЭ, какими будут заключительные этапы олимпиад, как это все вообще будет происходить… Но я заметил, что у педагогов возникло понимание, что на дистанте нужно не все и что не надо одинаково заваливать детей по всем предметам огромным количеством домашних заданий. 

Что я вынесу для себя лично из дистанта? Наверное, то, что, во-первых, надо быть всегда готовыми к тому, что условия, в которых мы находимся, могут резко измениться. Во-вторых — к тому, что какие-то отдельные моменты образования придется, возможно, заполнять самому. 

Мне кажется, дистант стал для всех нас хорошим уроком: источник знаний — это не только урок, но и личная работа вне школы.


Мы поняли, что большую часть знаний надо получить не в школе, а самостоятельно.


Я чувствую определенное неравенство. Московские 11-классники были на дистанте, пока почти вся страна училась очно, а сдавать ЕГЭ мы будем по одинаковым критериям. Но при этом у нас есть постоянный доступ к интернету, и я многое пытаюсь сделать самостоятельно.

Моя мотивация на дистанте никак не пострадала, потому что в 11-м классе самое важное — это результат. Процесс может нравиться, может не нравиться, но поступать надо. 

Возможно, так могут не все. Я знаю огромное количество людей, которые говорят мне: «Нет, мне тяжело получать и усваивать все через монитор». Но я осознанно выбрал такой принцип, что к 11-му классу нужно научиться приспосабливаться, потому что иногда бывают ситуации, когда, нравится нам или нет, ради счастливой и спокойной жизни нужно что-то сделать.


Автор
Ксения Кнорре Дмитриева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе