«Ген авантюризма»: у каких народов России он встречается чаще всего

Учёные давно задумывались, почему одни люди – упрямые домоседы, а других тянет на поиски приключений.

Последние открытия психогенетики показали, что во всём «виноват» мутантный вариант гена DRD4, который иначе называют «геном авантюризма».

Ген «нехватки» дофамина

Ген DRD4 локализован на коротком плече 11-й хромосомы. Он определяет свойства дофаминового рецептора D4, ответственного за восприятие дофамина. Это вещество-нейромедиатор вырабатывается в гипоталамусе человека. Дофамин стимулирует предвкушение удовольствия или, напротив, отвращения к чему-либо. Проще говоря, под его влиянием организм «подсказывает» сознанию результаты того или иного действия. Дофамин мотивирует человека раз за разом испытывать то, что ему приятно – есть вкусную еду, заниматься сексом, получать удовольствие от физической активности и так далее. И здесь, как оказалось, разные люди изначально находятся в неодинаковом положении.

Главная особенность гена DRD4 заключается в его феноменальном полиморфизме, то есть вариативности. «Петелька» гена, напрямую влияющая на свойства дофаминового рецептора, может повторяться разное число раз. Наиболее распространены повторы 2 (2R), 4 (4R) и 7 раз (7R), но также встречаются повторы 9 или 11 раз.

Варианты от 7R и выше называют «длинными аллелями» – установлено, что кодируемые ими белки слабее реагируют на дофамин. Это напрямую влияет на поведение человека. Носители таких разновидностей гена отличаются неустойчивым психотипом: им нужны сильные стимулы к деятельности, они склонны к импульсивности, поиску новых впечатлений, экстравертности и гиперактивности. Поэтому этот вариант DRD4 называют «геном приключений». Исследователи Пенке и Миллер в 2007 году также связали аллель 7R с сексуальной распущенностью и транссексуализмом.

Когда учёные стали изучать особенности DRD4 в разных популяциях, то столкнулись с весьма неожиданными результами. Оказалось, что аллель 7R с повышенной частотностью встречается у кочевых охотников-собирателей – диких племён Южной Америки, Африки и других континентов. У оседлых земледельцев «ген авантюризма» представлен гораздо реже. Разница вполне объяснима – для племён, занятых выслеживанием добычи, именно «поиск новизны» обеспечивает пропитание. Но есть и исключения – например, в Европе обладателями 7R оказались импульсивные ирландцы. Реже всего «ген приключений» встречается у жителей Восточной Азии.

Отметим, что новейшие данные генетиков хорошо согласуются с наблюдениями за теми популяциями, где выбор половых партнёров веками совершался по определённым поведенческим признакам. Этолог Конрад Лоренц отмечал, например, что индейцы племени юта из-за постоянных импульсивных побуждений чаще других разбиваются в авариях.

Особенности национального авантюризма

Насколько «ген авантюризма» распространён в России? Большинство русских крестьян издавна занимались оседлым земледелем. Но в составе русского народа были и казаки, промышлявшие военными походами.

Томские профессора Николай и Екатерина Ильинских в 2020 году, изучая генетические особенности разных этнических когорт студентов, пранализировали представленность у них вариантов гена DRD4. В выборку попали 856 студентов из Томска и Ханты-Мансийска. Студенты были разделены на славянскую группу (русские, украинцы, белорусы) и угро-финно-монгольскую (ханты, манси, ненцы, эвенки).

Оказалось, что у большинства студентов, независимо от этнического происхождения, представлен вариант гена с четырьмя повторами (4R) – его частота встречаемости от 61,1% до 74,5%. Предположительно, это базовый, самый древний вариант гена DRD4 у Homo sapiens. Отметим, что по данным других исследований, носителями короткого аллеля 4R являются около 65-70% русских.

Что касается лиц с «геном авантюризма» 7R, то они весьма часто встречались на первом курсе среди студентов славянского происхождения (частота встречаемости 23,4%). Но уже на втором курсе их число резко снижалось, а среди славян 5-6 курсов встречаемость этого гена составляла лишь 5,3%.

«Анализ числа студентов, имеющих 7 повторов, показал, что их число особенно велико на 1 курсе в основном среди славян, при этом на старших курсах число таких студентов существенно снижается, что мы склонны объяснять процессом повышенного отсева студентов с таким генотипом», – отмечают авторы исследования.

Выяснилось, что носителям «гена авантюризма» тяжело даются предметы, требующие усидчивости – математика и анатомия. Кроме того, студенты с 7R составляли большинство отчисленных из вузов за антисоциальное поведение.

Таким образом, носителя мутантного гена в России легче встретить среди славян, не имеющих законченного высшего образования. Впрочем, это не повод накладывать на них ярлык «авантюристов», ведь русские как этнос отличаются большим генетическим разнообразием.

Николай и Екатерина Ильинских также установили повышенную частотность «гена авантюризма» у ряда народов Западной Сибири. Речь идёт о представителях тех групп, которые по сей день сохраняют номадический образ жизни. Аллель 7R присутствует у 19,6% кочевых селькупов, у 13,7% кочевых ненцев и у 29,2% кочевых хантов. Оседлые же представители этих народов не имеют существенных особенностей по гену DRD4.

Тимур Сагдиев