Лысая правда

Российские генетики придумали, как помочь людям, страдающим наследственным облысением

-Как зовут того лысого профессора? - спрашивает студентка свою подругу. - Ну помнишь, лысенький такой?

Вольно или невольно, но ровная и блестящая, как бильярдный шар, голова для ее обладателей становится своеобразной визитной карточкой. Кто-то считает лысину признаком большого ума (есть такая шутка: глупые волосы покидают умную голову). Для других это показатель мужественности или почтенного возраста. А что же думают сами лысоголовые? Большинство из них, может, и хотели бы вернуть себе пышную шевелюру, но не знают способа, как это сделать. Можно, конечно, решиться на операцию по пересадке волос, но этот способ дорог, подходит не всем и не гарантирует стопроцентного результата.

Многим знакома простая житейская ситуация: кому-то в наследство от дедушки достаются дача, квартира, собрание книг, а кому-тоЙ лысина. Несправедливо? Конечно. Однако факт остается фактом: если ваш предок имел прическу а-ля Котовский, будьте морально готовы походить на него. Но не надо отчаиваться: российские ученые нашли способ, как на генетическом уровне бороться с облысением, передающимся по наследству.

Тот еще генотипчик

Не поверите, но у лохматого шимпанзе волосяных луковиц гораздо меньше, чем у человека. Если следовать простейшей логике, то представители рода человеческого должны быть покрыты густой шерстью. Однако в процессе эволюции сработал неизвестный науке механизм, лишивший нас мощного волосяного покрова. Ключ к разгадке этого феномена искала группа генетиков Российской академии медицинских наук и Массачусетского университета США.

Автор исследования с российской стороны, доктор биологических наук заведующий лабораторией молекулярной генетики мозга Научного центра психического здоровья РАМН Евгений Рогаев с середины 80-х годов прошлого века занимался поиском тех участков в геноме человека, которые характеризуются изменчивостью (вариабельностью). Целью этой работы было научиться картировать гены наследственных заболеваний, то есть определять местоположение нужного гена в хромосоме. Годы ушли на то, чтобы выработать метод, позволяющий точно установить ген, который отвечает за то или иное заболевание. В конечном итоге были найдены рабочие инструменты, получившие наукообразное название - "позиционное клонирование и стратегия картирования генов". Они весьма пригодились и в исследовательской работе, приведшей к обнаружению гена, который непосредственным образом влияет на рост волос. Открытием, правда, мы обязаны не только ученым, но и жителям двух российских регионов - Республик Чувашия и Марий Эл. Именно там под руководством директора Медико-генетического научного центра академика РАМН Евгения Гинтера проводился уникальный эксперимент.

- На отдельных территориях Волго-Уральского региона было выявлено множество случаев наследственного гипотрихоза, - рассказывает Евгений Рогаев. - Это заболевание, при котором как у мужчин, так и у женщин волосы плохо растут или активно выпадают. Обычно у людей, не склонных к облысению, каждый новый волос по своему качеству не отличается от предыдущих. В то же время у лысеющих каждое новое поколение волос становится все более и более худосочным, а волосяные луковицы постепенно сморщиваются. В конце концов крепкие здоровые волосы перерождаются в тонкий короткий пушок.

Для выявления генетических причин этого заболевания ученые обследовали 178 722 жителей Чувашии и 171 500 марийцев. Из числа этих людей генетики выделили 50 семей (в состав каждой из них входило по 3-4 человека), являющихся носителями заболевания. Для чистоты исследования было необходимо сконцентрировать внимание на изолированной популяции с достаточно низким уровнем миграции. Общины Волго-Уральского региона оказались идеальным полигоном для генетических исследований.

Слабое звено

Выяснилось, что получить по наследству уникальное заболевание можно было в том случае, если и от мамы и от папы ребенку досталось по мутантному гену. Сами родители, являющиеся носителями испорченного гена, могут быть здоровы, а ребенку с вероятностью до 25 процентов достанется плохое наследство.

Ученые проанализировали так называемые генетические маркеры, от которых зависит предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям. В качестве маркеров использовались наиболее вариабельные участки генома. Чтобы выявить точный участок нахождения дефекта, приводящего к гипотрихозу, ученые определили состояние различных маркеров у больных и здоровых людей. Если дефектные маркеры удавалось обнаружить, это означало, что мутировавший ген находится в непосредственной близости от них. Дальше, постепенно включая в анализ новые и новые маркеры, ученые шаг за шагом сужали круг поиска. В первую очередь идентифицировали хромосому, на которой расположена искомая мутация, затем участок хромосомы, и так далее.

В результате с помощью метода генетического анализа ученые обнаружили, что источник заболевания прячется в одном из четырех конкретных генов. Круг поиска значительно сузился. Тем не менее еще примерно год ушел на сверку генов больных и здоровых людей. Наконец три звена отсеялись, и был обнаружен поврежденный ген, из которого по какой-то причине выпала примерно тысяча нуклеотидов. "Слабое звено" называется LIPH (lipase H), и оно уже ранее было известно генетикам. "Этот ген участвует в производстве простейших липидов - органических веществ, которые отвечают за множество биологических функций в организме, - рассказывает Евгений Рогаев. - Есть предположение, что простые липиды играют не последнюю роль в росте волос. Генетический дефект, приводящий к гипотрихозу, затрагивает ключевые участки гена LIPH, делая его неработоспособным".

Генетическое обследование населения Волго-Уральского региона и еще ряда регионов России показало следующее: общее число носителей генетической мутации составляет 98 тысяч человек, а непосредственно больных наследственным гипотрихозом - две тысячи человек. То есть частота встречаемости мутированного гена составляет около трех процентов.

Чудодейственное снадобье

Физиологическая функция гена роста волос экспериментально пока не установлена, однако Евгению Рогаеву и его коллегам удалось доказать, что этот ген активно работает в волосяных фолликулах. К сожалению, науке мало известно об их функционировании и о механизмах, регулирующих их работу. Это затрудняло разработку терапевтических средств для борьбы с облысением и контроля роста волос. На сегодняшний день спектр методов борьбы с облысением и выпадением волос достаточно ограничен. Это прежде всего гормональные препараты, которые могут приостановить выпадение волос, но чреваты побочными эффектами. А также процедура пересадки волос, при которой хирургическим путем переносятся микротрансплантаты с одной-двумя волосяными луковицами в зоны облысения.

Есть и альтернативные методы, которые пока проходят экспериментальную стадию. Так, например, доктор Коэн Гхо - владелец собственной клиники в Голландии - практикует забор клеток из волосяной луковицы, затем копирует их в лабораторных условиях и далее с помощью сверхтонкой иглы вживляет в кожу головы.

Специалисты прекрасно понимают, что борьба с облысением на генетическом уровне может быть очень интересным направлением. Но в будущем. По мнению хирурга Светланы Беловановой, "в том случае, если будут определены средства воздействия на генном уровне, проблема облысения может отойти на задний план, но это очень далекое будущее, пока же не обойтись без практических технологий". Ее московский коллега Василий Буянов считает: "Выяснение причины гипотрихоза и основанные на этом методы терапевтического воздействия, вполне возможно, не будут иметь никакого отношения к обычному мужскому облысению. Наверное, исследователи выявили ген, отвечающий за это локальное генетическое заболевание, но причины андрогинного заболевания - это исключительно наследственность и гормональная активность. Одно дело - пытаться замедлить или даже предупредить процесс выпадения волос, другое - бороться с самим облысением. Если человек облысел, я не думаю, что какие-то мази, пусть они даже основаны на липидах, смогут вернуть ему волосы. Скорее всего препараты, которые будут изобретены на основе этого открытия, только растянут по времени процесс облысения".

Тем не менее, по словам Евгения Рогаева, теперь генетики знают, на что надо воздействовать, чтобы на лысой голове вновь выросли волосы. Но до поры до времени исследователи обещают хранить формулу лекарства от облысения в тайне. "Пока не будут проведены эксперименты на животных и клинические испытания, мы воздержимся от подробностей", - говорит руководитель исследования. Единственное, что "Итогам" удалось у него выведать, - это то, что препарат будет выделен из биоматериалов или синтезирован химическим путем, и скорее всего это будет препарат для внешнего применения. "Несмотря на то, что мы не знаем, относится ли наше открытие к общим формам облысения, у нас есть уверенность в том, что, воздействуя на поврежденный ген, можно в любом случае регулировать рост волос", - утверждает Евгений Рогаев.


ВРЕЗ: ПСИХОЛОГИЯ

Не надо печалиться

Существует ли особая психология лысых? Не секрет, что многие люди, лишившись по тем или иным причинам волос, считают себя чуть ли не ущербными. С их стороны это является большой ошибкой, уверены опрошенные "Итогами" эксперты.

Дмитрий Синарев, психолог социальной сферы:

- Многие люди вообще слишком критически к себе относятся. В особенности это касается обладателей лысин. Например, женщина такого человека нашла любовника, потому что он высокий и кучерявый. В этом случае тема лысины, безусловно, может стать неким фактором психологического дискомфорта. Могу сказать лично о себе. Я носил длинные волосы до тех пор, пока они просто не стали выпадать. Может быть, это были какие-то возрастные или гормональные сдвиги. Я стал носить короткую прическу, не испытывая при этом никакого дискомфорта и даже подтрунивая над собой. Поверьте, внешние атрибуты не столь значительны, как это многим кажется. Немало мужчин комплексуют по поводу того, что у них большой живот или неспортивная фигура. Мне же кажется, что это не проблема. Куда важнее отношение человека к себе как к личности.

Анна Карташова, психолог:

- Любые внутренние проблемы человека всегда возникают во внешнем мире. И те люди, которые стали лысыми и не принимают свою внешность такой, являются заложниками проблемы самопринятия решения. Я понимаю, когда эта проблема действительно мешает человеку жить. Такое бывает. Но облысение подобной проблемой не является. Это неправильно, когда человек считает, что окружающий мир его не принимает, потому что он лысый. На самом деле люди его могут не принимать по другим причинам. Часто ошибочно думают, что, поменяв одежду или цвет волос, можно изменить отношение к себе. И потому неудивительно, что большинство людей хотят поменять свой имидж именно для того, чтобы их стали по-другому воспринимать. Но человека воспринимают таким, какой он есть внутренне. Впечатление о человеке зависит от многих вещей, но прежде всего от его личной самооценки, от самоуважения. Откуда идет дисбаланс? От того, что самооценка и оценка окружающих людей не совпадают. И часто человек ошибочно полагает, что, если он нарастит волосы, они начнут совпадать.

Дмитрий Серков

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе