Национальный характер растет на грядках

Мы знаем, что у каждого народа свой характер.
Русские долго запрягают, но быстро едут. Немцы аккуратны и расчетливы. Японцы трудолюбивы и вежливы... Откуда взялись эти национальные черты? И почему мы так не похожи? 
Ученые утверждают: менталитет народов зависит от сельскохозяйственных культур, которые они выращивают.
Фото: Евгения ГУСЕВА


Международная группа ученых под руководством профессора универсиета Мичигана Томаса Талхельма провела исследование, которое убедительно доказывает: свойства национального характера зависят от земледельческого опыта. Важно какие сельскохозяйственные культуры выращивали люди на протяжении тысячелетий и как собирали урожай.



ПШЕНИЦА ВОСПИТЫВАЕТ ИНДИВИДУАЛИСТОВ...

Исследователи задались вопросом: почему Запад и Восток исповедуют диаметрально противоположные ценности? Европеец и американец, как правило индивидуалисты, предпочитают устраивать свою жизнь сами, не любят, когда в их жизнь вмешивается государство. Ну, а жители Востока наоборот коллективисты, стремятся держаться вместе и спокойно переносят деспотичные формы правления.

Ученые предположили, что все дело в доминирующих сельскохозяйственных культурах. За склонность к независимости «отвечает» пшеница, а к чувству локтя «приучает» выращивание риса.

Почему за основу взяли именно эти растения? Потому что у них абсолютно разные технология возделывания. Рис изначально являлся болотной культурой. И рисовые плантации устраиваются в стоячей воде. Для этого необходима хорошо развитая система оросительных каналов и дамб. Создать и эксплуатировать ее в одиночку невозможно, поэтому крестьянам приходилось объединяться друг с другом. Более того, трудозатраты при выращивании риса примерно вдвое выше, чем при возделывании пшеницы, здесь применяется в основном ручной труд. Поэтому жители деревни договаривались между собой, чтобы развести сроки посева и сбора урожая - это давало возможность соседям помогать друг-другу, переходя с одного поля на другое по мере созревания.

Для пшеницы же не нужна возня с поливом, обрабатывать землю помогают сельскохозяйственные животные. А поскольку на посевную и уборочную компанию тратится вдвое меньше времени можно управиться силами одной семьи. В крайнем случае - нанять несколько работников. Тут уже не до братания с соседями: каждый стремится опередить односельчанина. Конкуренция!



РИС СДЕЛАЛ КИТАЙ СБОРОЧНЫМ ЦЕХОМ ВСЕГО МИРА

В качестве исследовательской площадки психологи выбрали Китай, поскольку там традиционно выращивают обе культуры. В районах к северу от реки Янцзы (она делит страну примерно пополам) издавна отдавали предпочтение пшенице, а южане хранили верность рису. Вместе с тем, Китай одна из самых этнически однородных стран - этим обеспечивалась чистота эксперимента. Если теория верна, то духовные скрепы северных и южных китайцев должны отличаться друг от друга.

В исследовании приняло участие 1162 студента из шести крупных городов севера и юга Поднебесной. Сведения об их нравственных ценностях выуживали очень хитроумными методами. Например, им было предложено нарисовать социограмму, то есть оформить свои дружеские и родственные связи в виде схемы с кружочками. На самом деле это точный способ измерения межличностных отношений. Так, американцы, обозначая себя самого, рисуют на схеме кружочек, диаметр которого в среднем на 6 мм больше остальных. У европейцев этот значок на 3,5 мм больше. А японцы, наоборот, отмечают себя, как маленькую точку. Точно так же преуменьшают роль собственной личности и студенты китайских «рисовых провинций». А вот молодые люди из «пшеничного» Китая рисовали для себя почти европейский кружочек - в среднем на полтора миллиметра больше, чем для друзей и родни.

Другим доказательством стал тест на «двойные стандарты», который «рисоеды» провалили. Социологи предлагали участникам поиграть в игры, где надо было разными способами делить монетки между «своими» и незнакомцами. «Дети пшеницы» не делали различий между «соседом» и «чужаком». В свою очередь ребята из «рисовых» регионов были с незнакомцами не так честны, как с «односельчанами». А наличие двойной морали (одна для «своих», а другая для чужих, где можно особо не церемониться) это отличительная черта коллективистских общин восточного типа.

Кроме того, убедительным аргументом стала и статистика разводов. Их число для социологов четкий показатель уровня индивидуализма в обществе. Так вот количество разводов на «пшеничном» севере Китая оказалось на 50 процентов выше, чем на юге!

Таким образом, благодаря пшенице и рису в Поднебесной оказалось два народа с разным менталитетом.

Но это еще не все. Ученые считают, что именно рисовая культура позволила странам Юго-Восточной Азии стать сегодня крупнейшим в мире сборочным цехом. Поскольку из поколения в поколение работа на плантациях культивировала в японцах, корейцах, китайцах... способность к монотонному, кропотливому ручному труду.



ЗАГЛЯНЕМ В ДУШУ?

Русский «авось» и героизм - результат плохого климата

Отличие нашего менталитета от европейского объяснили коротким сезоном полевых работ

Если мы относимся к «цивилизации пшеницы», то почему так заметно отличаемся от европейцев? Дело в том, что в центральной России климатическое окно для проведения сельскохозяйственных работ заметно меньше, чем в Европе.

- У нас даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западнои? Европы, - считает Жанна Четвертакова кандидат философских наук, сотрудник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежского авиационно-инженерного университета. - Перерыв в полевых работах в некоторых странах Европы был до удивления коротким (декабрь—январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятныи? ритм труда, да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (в 4-6 раз). В России скоротечность рабочего сезона, требовала тяжелои? почти круглосуточнои? физическои? работы. В этом заключается фундаментальное различие между Россиеи? и Западом.

Иными словами немецкий крестьянин имел достаточно времени, чтобы распланировать весь цикл обработки земли и не торопясь педантично возделывать свой надел. В России этот процесс превращался в битву за урожай. Чтобы уложиться в сроки к трудовому подвигу привлекались женщины, дети и старики. Возможно, поэтому трудности нашего бытия создали особый тип женщины - русскую бабу, которая даст сто очков вперед любой западной барышне!

Эта способность мобилизовать все силы в критический момент не раз выручала наш народ в драматические минуты его истории, когда мы ценой чудовищных жертв и усилий разворачивали ход истории. Однако готовность к подвигу имеет и оборотную сторону. Неспособность русского человека к размеренному постоянному труду отмечал еще знаменитый историк Василий Ключевский. За уборочной страдой обычно следовало зимнее безделье, когда коротать долгие зимние вечера помогал зеленый змий...

Кроме того, ученые полагают, что русский «авось», пренебрежение к материальным благам - тоже следствие нашего проживания в зоне рискованного земледелия. Потому что даже тяжелый труд не гарантировал хорошего урожая. А отсутствие четкой связи между усилиями и результатом подтачивали веру в свои силы. Зато русские люди больше уповали на божий промысел и «авось». А так же надеялись на княжеские запасы, которые не дадут умереть в неурожайный год. Стоит заметить и сегодня не многое изменилось.
Автор
Ярослав КОРОБАТОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе