Назад в будущее. Почему мы не живем в мире Марти МакФлая: комментарии экспертов

По сюжету фильма «Назад в будущее» герой Марти МакФлай прилетает из 1985 года в год 2015-й именно 21 октября.
К этой дате мы собрали мнения экспертов из разных профессиональных областей, чтобы выяснить, почему мы до сих пор не летаем на машинах с биотопливом, а наши шнурки не завязываются сами.


Голографические киноафиши

Фотография: Universal Pictures


Умберто Джираудо (инженер, PhD в институте Politechnico di Milano по специальности разработка продукта, куратор курса «Промышленный дизайн» Британской высшей школы дизайна): Голографические дисплеи с объемными изображениями нам заменяет 3D-анимация, которая правда чаще демонстрирует объемное изображение внутри самой картинки и требует использования очков. Что касается выпуклой анимации, видимой с любой точки при дневном свете, на данный момент это просто невозможно. Это не вопрос последовательного  технологического преобразования, здесь необходимо, чтобы кто-то пришел с кардинально новой технологией. Статистика в этом случае неумолима: шансы на появление такой инновации в ближайшие годы равны одному на миллион. Хотя в целом эти «предсказания» не так уж плохи, но большинство современных аналогов гаджетов из фильма все-таки лишь приблизительно повторяют их функции, а разработки доведены не на сто процентов. Со стороны все, что относится к сфере коммуникаций в этом фильме, мы видим уже сейчас. 



Очки-телефон

Фотография: Universal Pictures


Умберто Джираудо: Одно из самых забавных устройств в фильме — это видеотелефон, надевающийся как очки. Несмотря на то что технология видеозвонка создана была еще в начале 2000-х, видеозвонок, собственно, так и не вытеснил другие средства связи (хотя мобильные телефоны создатели фильма так и не предсказали). Безусловно, сегодня повсеместно используется Skype, но люди не отказались от текстовых сообщений, почты и даже факса из соображений экономии времени, безопасности, удобства, в конце концов. Что касается самой формы очков, на ум сразу приходит аналогия с Google Glass, но и этот товар не завоевал массовый рынок и в лучшем случае будет использоваться в узких профессиональных сообществах. Другая разработка — это усовершенствованные очки виртуальной реальности Oculus Rift. Уже сейчас многие ждут выхода новейшей версии гаджета, и кто знает, может, это поглотит умы и свободное время миллионов подростков по всему миру, не пройдет и пары лет.



Ховерборд

Венкатеш Рао (PhD в сфере аэрокосмической инженерии): Несмотря на существование многих прототипов так называемых ховербордов, на сегодняшний день физические законы такие, какими мы их знаем, не позволяют реализовать антигравитационное устройство с теми же характеристиками, как в фильме. Но можно представить себе в будущем создание других устройств — парящих досок и парящих автомобилей на магнитной подушке; эти машины позволят нам без труда удерживать на весу крупные объекты. В будущем, если сверхпроводимость при комнатной температуре станет доступной реальностью, человек сможет поднимать в воздух предметы, используя возможности магнитных полей.

Умберто Джираудо: Прогресс в этом вопросе есть. Lexus недавно представил удивительный парящий скейтборд, который очень близок к ховерборду из фильма. Не менее интересен проект Hendo, построенный на отличных принципах, но имеющий и явные преимущества. Иначе говоря, технически мы значительно продвинулись. В чем-то модель Lexus даже превосходит идею киношников, хотя у нее есть и минусы — для катания необходима специальная поверхность. Возможно, если доработать имеющуюся модель, через 7–10 лет мы бы получили не рекламный концепт, а полноценную захватывающую игрушку.



Летающие машины

Фотография: Universal Pictures


Венкатеш Рао: Летающие машины сегодня существуют, может быть, и не в таком виде, как это показано в фильме, но они вполне надежны и безопасны. То есть это вопрос не техники, а ценовой доступности. Также остается рыночный барьер, так как в реальной жизни случаев, когда может понадобиться такая машина, не так много, а те, кто действительно хочет и может приобрести такой летательный аппарат, предпочтут скорее частный самолет или вертолет. Другой фактор — регуляционный, кто будет управлять всеми этими полетами пилотов-любителей? Это потребует огромных кадровых и системных ресурсов, введения зон, свободных от полетов, и полной трансформации городской инфраструктуры.

Умберто Джираудо: За последнее десятилетие было представлено как минимум десять летающих концепт-каров. Одни взлетают благодаря встроенным крыльям, как у самолета, другие сконструированы, как квадрокоптеры. Более того, на многих из них законно летать уже сегодня! Но проблема в другом, действительно нам это так необходимо? Помимо трудностей с законодательством такие машины требуют более усовершенствованной системы навигации, также возрастает риск загромождения воздушного пространства и вероятность трагических последствий. Если эти проблемы и будут решены, то в любом случае более-менее массового использования летающих машин стоит ждать не раньше чем через 50 лет. Поэтому я больше рассчитываю сначала на преобразования в сфере топлива, когда от гибридных двигателей человечество полностью перейдет на электрокары, а затем будет использовать в качестве горючего водород.



Топливо из бытовых отходов

Фотография: Universal Pictures


Ольга Ракитова (руководитель информационно-аналитического агентства «Инфобио», главный редактор журнала «Международная биоэнергетика»): На сегодня существуют разные виды биотоплива — жидкое (моторное), биогазовое и твердое. И вообще, первое моторное топливо было именно биологическим, а затем бензин стали делать из нефти, так как это оказалось дешевле. Но сегодня такое топливо широко применяется во многих странах. Бразилия, например, почти целиком ездит на биотопливе. Экономически это рентабельно там, где есть производство и есть АЗС на биотопливе. У нас просто пока дешевле нефтяное топливо: сравните стоимость растительного масла в магазине и стоимость бензина. Но это разница в цене лишь вопрос времени. Кроме того, повсеместному использованию биотоплива пока препятствует политика государства. Например, заградительные акцизы на выпуск биоэтанола в РФ не позволяют его производить в достаточных количествах. Ситуация может измениться в 2017 году, когда в России вступит в силу закон об отмене акцизов для биоэтанола. 

Что касается топлива из бытовых необработанных отходов, как в фильме, этот процесс сегодня вполне реален, вопрос только в автономности и портативности таких био-генераторов. Но, возможно, уже через 10–15 лет такие устройства появятся.



Гидраторы пищи и сушеные мини-полуфабрикаты

Фотография: Universal Pictures


Дмитрий Зотов (шеф-повар, владелец ресторанов Zotman Pizza Pie, «Крылышко и ножка» и др.): Даже не знаю, как такое комментировать, потому что это чистый вымысел. Создатели фильма немного поспешили с этой идеей, прогресс до такого еще не дошел. В целом в каком виде еду ели тридцать лет назад, в таком и сейчас едят, то есть внешне ничего не поменялось. Конечно, появлялись новые технологии приготовления тех или иных продуктов, но это не сказывалось никак на их внешнем виде. Была одно время такая волна в гастрономии, то, что делал Ферран Адриа, менял текстуры еды — из мяса делал соус, можно сказать, пену. Но эта концепция прожила совсем недолгое время, сейчас опять все вернулись к натуральным, более понятным продуктам. Изменения последних тридцати лет в пищевой индустрии связаны не с деформированием еды как таковой, а с улучшением способов ее хранения, заморозки, доставки и т.п. Я бы не отказался попробовать кусочек такой пиццы; среди прочего можно отметить портативность такого полуфабриката. Но главное для меня в еде будущего не форма, а то, чтобы она была такой же вкусной и аппетитной, как сегодня, а люди не прекращали ходить в рестораны.

Умберто Джираудо: Фастфуд постепенно теряет позиции, уступая место полезному питанию и повышенному внимаю к ингредиентам, их качеству и свежести. Я уверен, что есть ряд приспособлений в молекулярной кухне, которые, наоборот, «дегидрируют» пищу так, что концентрация вкуса возрастала. Поэтому пицца в фильме, скорее всего, была излишне водяниста и не так аппетитна, как кажется.



Мода

Фотография: Universal Pictures


Ольга Ковалева (стилист): Создатели, как могли, показали свое видение будущего и во многом угадали. Конечно, так мы не одеваемся, но никто не может предсказать модные тенденции на столько лет вперед. Мода повторяется, а в фильме, несмотря на старание показать футуристическую одежду, видны отголоски стиля того времени. Бомбер МакФлая вообще очень актуален, я бы сама сегодня такой носила. Девушки на улицах одеты в юбки-воланы, они сейчас не в тренде, но боди вполне актуальны и есть в коллекциях многих дизайнеров, разве что не таких безумных расцветок. В фильме прослеживается тенденция спортивного стиля, сочетание кроссовок с платьями и юбками, кепок, футболок, а спорт в тренде уже последние несколько лет. В кино крутят педали на велотренажерах даже в дайнере — привет, модный нынче сайклинг. Наряды банды Бифа очень носибельны сейчас, большие золотые украшения у девушки похожи на Versace или Balmain, одежда парней напоминает Hood by Air или что-то с vfiles.com, и у всех модные ugly shoes. Есть, конечно, и странные моменты, не похожие на нашу реальность, например, джинсы наизнанку или двойные галстуки.

Руслан Алмакаев (редактор моды): Стоит отдать должное Роберту Земекису, он не стал одевать своих персонажей в постапокалиптичные скафандры и латексные костюмы. Режиссер добавил пару-тройку трогательных, но все-таки довольно бессмысленных деталей вроде шлема, пластиковых козырьков, нашивок и прочих псевдофутуристичных деталей, оставив за основу привычные брюки, свитшоты, платья и юбки. По сути, все, что мы видим в фильме, — это привычные 1980-е, помноженные на фантазии режиссера о прекрасном будущем.

Сегодня образы героев выглядят старомодно и наивно. Одежда будущего в нашем понимании — это высокотехнологичные ткани, скульптурные и архитектурные силуэты, минимализм в деталях, свобода от цвета и унисекс. Показательным будет пример коллекции режиссера Спайка Джонза и Opening Ceremony по мотивам фильма «Она».  «Каждый карман любой вещи из капсульной коллекции идеально подходит для мобильных устройств, например, планшета или iPhone, — комментировал Умберто Леон. — При этом одежда спроектирована таким образом, чтобы скрывать различные технологические тотемы вроде проводов наушников».  Это еще раз подчеркивает власть гаджетов над нами, признаете вы это или нет. Но, безусловно, лично для меня вестником прекрасного будущего является философия умного потребления, набирающая обороты из сезона в сезон.



Супертехнологичная одежда

Фотография: Universal Pictures


Руслан Алмакаев: Земекис мечтал о том, что одежда будет подгоняться под потребности того, кто ее носит: модели, которые адаптируются под ваш размер, мгновенная просушка, обдув, шнурки, которые завязываются сами, и так далее. Безусловно, мы стали ближе к этому, но все-таки между нами и подобной «умной» одеждой пока стоят гаджеты и их анализ наших биометрических параметров.

Ольга Ковалева: Куртки с вентилятором и кроссовки с самозавязывающимися шнурками пока не в продаже (хотя Nike как раз обещали сделать их в этому году), но уверена, что такое будет. Технологии не стоят на месте: уже есть вещи, отталкивающие грязь, ткани, светящиеся определенным светом в зависимости от вашего настроения, одежда, меняющая свою форму в зависимости от погоды. Даже если посмотреть на спортивную одежду, продающуюся сейчас в магазинах, можно увидеть, насколько она отличается от обычной спортивной формы двадцатилетней давности.
Автор
Текст Вероника Кушнарева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе