От жалости вещи умнеют, люди - глупеют

Как правило, мы испытываем сочувствие к другим живым существам, если те оказываются в сложной ситуации. Но, как выяснилось, то же самое мы можем испытывать и по отношению к неодушевленным объектам. Причем в этом случае мы воспринимаем их как одушевленные и наделяем разумом. К такому выводу пришел Эдриен Уорд из Гарвардского университета (США).

Как говорит ученый, наличие разума является необходимым условием, чтобы дать какому-либо поступку моральную оценку. К примеру, если кто-то на наших глазах ударит человека, это рассматривается нами как дурной поступок. А вот если кто-то ударит кулаком по столу, мы, скорее всего, отнесемся к этому нейтрально.

Однако нейтралитет мы держим не во всех случаях. Скажем, очень многие люди являются противниками абортов. До определенного срока эмбрион является лишь набором клеток и никакого разума у него нет. Но мы знаем, что со временем из него может вырасти настоящий ребенок, и это заставляет нас протестовать против искусственного прерывания беременности.

В порядке эксперимента доктор Уорд и его коллеги предлагали добровольцам послушать следующие истории. В первой из них рассказывалось о медсестре, которая отключила от системы жизнеобеспечения вверенного ее заботам пациента, находящегося в состоянии комы. Героиней второй истории была медсестра, которая в аналогичной ситуации продолжала ухаживать за пациентом. Испытуемых просили дать оценку — какой из двух пациентов, по их мнению, является в большей степени личностью — то есть наделен большим самосознанием, способностью страдать и так далее. Оказалось, что по большей части симпатии были на стороне первого пациента, поскольку медсестра "убила" его. В то же время с объективной точки зрения все опрошенные оценили состояние обоих пациентов примерно одинаково.

В ходе другого эксперимента испытуемым демонстрировали робота по имени Джордж, которого у них на глазах тыкали ножом. Большинство свидетелей этой сцены заявили, что они сопереживали роботу как существу, способному мыслить и испытывать какие-то эмоции. Также они воспринимали робота как объект, способный к самоконтролю и планированию своих действий.

Кстати, недавно группа зарубежных ученых под руководством Астрид Розенталь фон дер Пютен из университета Дуйсбург Эссен (Германия) выяснила, что жестокое или ласковое обращение с кибернетическими "помощниками" вызывало у испытуемых такую же реакцию, как если бы на месте машины находился человек или животное.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=qdgb1VVYAiY

Роботы шокировали посетителей ЦУМа

Так, добровольцам продемонстрировали два видеоролика. В одном из них маленького робота-динозавра обнимали и щекотали, в другом же над ним издевались — били и бросали на пол. Участники эксперимента отметили у себя негативные эмоции, полученные в результате просмотра видео с роботом, над которым совершалось насилие. При этом уровень проводимости их кожи значительно вырос, указывая на пережитое состояние стресса.

Даже автомашина, которой досталось в аварии, приобретала в глазах людей статус жертвы и они автоматически воспринимали ее как "личность". Психологи объясняют этот феномен тем, что, если на наших глазах происходит что-то "неправильное", кто-то должен принять на себя ответственность за эти действия.

Однако дальнейшие исследования дали еще более странный результат. Так, когда участники эксперимента знакомились с историей дамы, обиженной своим шефом, то они оценивали уровень ее "разумности" как более низкий. Если же начальник по отношению к этой женщине вел себя нормально, то никаких изменений в оценке не происходило. Ученые полагают, что все зависит от базового статуса объекта: если он изначально был "неразумен", то мы, пожалев, подсознательно наделяем его недостающим качеством. Если же объект был "разумен", мы даем ему более низкую оценку.

Так, если начальник будет плохо относиться к своей офисной собаке или кошке, она сразу станет для нас "умнее", чем есть. А вот человека, которого третирует начальство, мы можем счесть неудачником, который позволяет так с собой обращаться именно в силу недостатка разумности.

Как видите, исследование дает массу поводов для размышлений. Выходит, люди скорее склонны по-настоящему сочувствовать животным или машинам, а не своим собратьям? Или, на худой конец, чтобы получить свою долю сочувствия, надо быть в чем-то ущербным, скажем, умственно неполноценным? Возможно, в этой особенности нашего мышления кроется одна из причин так часто встречающегося отсутствия взаимопонимания между человеческими особями…

Ирина Шлионская

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе