Пронесло?

Немецкие и китайские ученые за три дня сумели разрешить загадку болезни, напугавшей Европу

На прошлой неделе испанские огурцы напугали всю Европу. Это сейчас ясно, что ни Испания, ни огурцы не имеют никакого отношения к вспышке странной болезни. Ученым удалось выяснить: бактерия, вызвавшая всплеск инфекции, просто не могла находиться внутри овощей. Не могла она зародиться и на грядке. Все было гораздо проще. Специалисты уверены: микроорганизм попал на овощи, допустим, на ту же кожицу огурца, от человека, который... не вымыл руки после того, как сходил в туалет.

Поначалу инфекция разгулялась в северных районах Германии. У трети заразившихся наряду с сильными коликообразными болями в животе, рвотой и кровавой диареей болезнь протекала в опасной форме гемолитико-уремического синдрома, грозящего развитием печеночной недостаточности. Врачи университетской клиники Гамбург-Эппендорф, куда привезли большинство пациентов с севера Германии, пробовали лечить их антибиотиками, но выяснилось, что они неэффективны. В списке пациентов появились умершие.

Неволшебная палочка

До сих пор так и не ясно, откуда у немецких эпидемиологов взялась уверенность в том, что возбудитель болезни спрятался в испанских огурцах. Обычно для того, чтобы определить источник инфекции, исследователям приходится распутывать целые научные детективы. Например, изучая эпидемию менингита в СССР, случившуюся в 1969—1973 годах, ученые только четверть века спустя вышли на ее источник — компанию вьетнамских студентов, приехавших в нашу страну учиться и прокатившихся в восточном экспрессе через Китай по всему СССР до Москвы. Однако немцы поступили иначе. Не проведя эпидемиологического расследования, они вынесли вердикт испанским фермерам, приговорив их к многомиллионным убыткам.

Но самое удивительное не это. Взяв у пострадавших микробиологические пробы, медики обнаружили возбудителя болезни. Им оказалась банальная E. coli — кишечная палочка Escherichia coli, названная в честь открывшего ее австрийского педиатра Теодора Эшериха. Она всегда считалась основным обитателем микрофлоры человека. «Обычно она приносит пользу, потому что вытесняет из желудочно-кишечного тракта патогенные микроорганизмы, а кроме того, продуцирует в организме человека витамин К2», — говорит начальник управления науки и инновационного развития НПО «Микроген» Игорь Красильников. Но существуют отдельные штаммы E. coli, ведущие себя не столь безобидно. «Давно известно несколько подгрупп кишечной палочки, которые могут принести человеку определенный вред. Среди них есть энтеротоксигенные и геморрагические — вырабатываемые ими токсины вызывают повреждение стенок сосудов и эритроцитов, сопровождающееся кровоточивостью», — говорит заведующий лабораторией молекулярной эпидемиологии госпитальных инфекций НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Игорь Шагинян.

И все же в то, что обычная E. coli может стать смертельной, многим верилось с трудом. Однако география странной болезни продолжала расширяться. Сейчас известно, что на совести Escherichia coli уже 18 смертельных случаев. Заболело больше 1800 человек, причем в разных странах Европы — в Германии, Швеции, Дании, Нидерландах, Великобритании и других. «Элементарные арифметические подсчеты показывают, что эти цифры не столь пугающи, как можно подумать сначала, — говорит Игорь Шагинян. — 18 летальных случаев на 1800 заболевших дают смертность 1 процент. Любая сезонная эпидемия гриппа дает в сущности такую же — 1—2 процента. Кстати, при госпитальных инфекциях смертность выше — 2—3 процента. Но ведь никто не бежит из больницы сломя голову только потому, что у него есть гипотетическая возможность подхватить инфекцию». И тем не менее каким-то образом микроорганизм, который в обычное время не мог нанести человеку большого вреда, вдруг начал убивать чуть ли не по всему свету. Почему?

У пациентов удалось выделить один и тот же возбудитель, медики из клиники Гамбург-Эппендорф передали штамм бактерии в оборудованный по последнему слову лабораторной техники Шэньчжэньский филиал Пекинского института геномики для секвенирования ее генома. Современные биоинформационные технологии позволяют сделать важные выводы на основе расшифровки генома микроорганизма — например, узнать, насколько он агрессивен в распространении инфекции, какие ткани и органы поражает прежде всего, к каким антибиотикам устойчив. Выяснилось, что человечество встретилось с новым, токсичным и высоковирулентным штаммом E. сoli. Ученые проанализировали его геном — на 93 процента он совпадает с геномом штамма, выделенного в свое время в Центральноафриканской Республике (причем африканский штамм не так опасен — он вызывает только диарею). Остальная часть — это гены совсем других, более опасных бактерий, вызывающих у человека кровавый понос и быстро прогрессирующую почечную недостаточность. Как они попали в геном мирной E. сoli? Исследователи предполагают, что путем горизонтального переноса генов: еще с конца 40-х годов прошлого века было известно, что бактерии могут обмениваться целыми участками цепочек нуклеотидов. Поэтому у E. сoli вдруг оказались гены, «принадлежащие» бактериям совсем другого вида.

Дальнейший анализ показал, что неутешительные выводы медиков об устойчивости бактерии к антибиотикам находят подтверждение. Несколько ее генов резистентны к аминогликозидным, макролидным и бета-лактамным антибиотикам. Это делает лечение особенно трудным. Чтобы не пичкать пациента бесполезными препаратами, упуская драгоценное время, наличие у него опасной бактерии нужно быстро определить. Китайские и немецкие ученые уже начали разрабатывать для этого специальные диагностические наборы. Кроме того, они немедленно выложили результаты расшифровки генома бактерии в Интернете, в банке данных американского Национального информационного центра по биотехнологиям NCBI. Этого вполне достаточно, чтобы любая страна, заинтересованная в создании тест-систем для новой инфекции, смогла разработать их самостоятельно. Ведь современные технологии позволяют конструировать такие вещи только по расшифровке генома, не имея в наличии возбудителя болезни. Как сообщил «Итогам» главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, в России тоже приступили к созданию собственных диагностических систем.

А нам это грозит?

Конечно, обыватели напуганы. В Европе, где сначала изымали из меню испанские салат и огурцы, теперь схватились за голову. Европейским производителям овощной продукции в свою очередь вынес свой вердикт Роспотребнадзор, запретив поставки в Россию. «Даже если Роспотребнадзор запретил ввоз огурцов из какой-либо страны, это еще не значит, что запрещена продажа уже поставленной партии продукции, — поясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — Для этого нужно отдельное распоряжение, которое предполагает изъятие продукции. Если допустить, что европейский огурец был заражен инфекцией, то закупленную партию легко могли поставлять в магазины и рестораны. И ничего противозаконного в этом бы не было. Проблема во внутреннем контроле за качеством продукции. Почему у нас вводятся запреты на ввоз той или иной продукции на основе рассуждений в зарубежной прессе, а не по собственным данным? Ведь чтобы определить опасность или безопасность продукта, достаточно провести обычную проверку качества при ввозе в страну».

Сегодня по ассортименту овощного отдела в российском супермаркете можно спокойно изучать географию мира, не обращаясь при этом к экзотическим личи, авокадо или спарже. Так, сладкий перец может приехать к нам из Голландии, редис и сельдерей — из Израиля, баклажаны — из Испании, а картофель — из Египта. Поставщики в курсе, в какой части света и когда нужно закупать тот или иной продукт, чтобы выиграть на его продаже. И, если верить их словам, истерия с испанскими огурцами в начале июня — это вообще не про нас. «В начале лета испанские огурцы и фрукты в Россию почти не поставляются, сезон прошел, — рассказал «Итогам» один из сотрудников компании-поставщика. — Их время — это где-то середина весны, а сейчас идет в основном голландская и французская продукция, которую будут поставлять вплоть до конца октября».

И все же специалисты одобряют решение Онищенко. «Пока не определен источник инфекции, лучше не рисковать и перестраховаться. Подождем, пока они разберутся с этой проблемой, чтобы потом не расхлебывать последствия на своей территории», — говорит Игорь Шагинян. Впрочем, судя по тем решительным шагам, которые уже предприняли немецкие специалисты с помощью китайцев, ждать осталось недолго. Совсем скоро эпидемиологи смогут назвать то звено в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции, которое стало источником инфекции, — а это могло быть и транспортное средство, и магазин, и склад. И весь мир узнает, кто является самым большим грязнулей в Европе. Потому что, как ни крути, любая кишечная инфекция — это главным образом болезнь грязных рук. Так что самый надежный способ борьбы с кишечной инфекцией — просто мыть руки.

Алла Астахова

Советы

Правила жизни

При возникновении эпидемий существуют правила, разработанные ВОЗ, придерживаясь которых можно существенно снизить риск заболевания.

Поддерживайте чистоту. Мойте руки, перед тем как брать продукты и готовить пищу; мойте руки после туалета; вымойте и продезинфицируйте все поверхности и кухонные принадлежности, используемые для приготовления пищи; предохраняйте кухню и продукты от насекомых, грызунов и других животных.

Отделяйте сырое и приготовленное. Отделяйте сырое мясо, птицу, морские продукты от других пищевых продуктов; для обработки сырых продуктов пользуйтесь отдельными кухонными приборами и принадлежностями, такими как ножи и разделочные доски; храните продукты в закрытой посуде.

Хорошо прожаривайте или проваривайте продукты. Доводите такие блюда, как супы и жаркое, до кипения, чтобы быть уверенными, что они достигли 70 градусов; при готовке мяса или птицы их соки должны быть прозрачными, а не розовыми.

Храните продукты при безопасной температуре. Не оставляйте приготовленную пищу при комнатной температуре более чем на 2 часа; охлаждайте без задержки все приготовленные и скоропортящиеся продукты; держите приготовленные блюда горячими (выше 60 градусов) вплоть до сервировки; не размораживайте продукты при комнатной температуре.

Используйте безопасную воду и безопасные сырые продукты. Выбирайте продукты, подвергнутые обработке в целях повышения их безопасности, например пастеризованное молоко; тщательно мойте фрукты и овощи, особенно когда они подаются в сыром виде; не употребляйте продукты с истекшим сроком годности.

"Итоги"