Ребенок-фантазер: юное дарование или лгунишка

Очень часто в привычных вещах дети видят то, что взрослые разглядеть не могут: стекляшки на асфальте превращаются у них в изумруды, лужи на улице кажутся волшебными озерами, весенние ручьи – реками, а полицейские – воплощением могучих богатырей. Взрослые пожимают плечами – лужи как лужи, ручьи как ручьи. Ребенок же наделен даром видеть чудо даже там, где его нет, он умеет фантазировать. Хорошо это или плохо? Что делать, если ребенок постоянно что-то придумывает? С этим вопросом мы обратились к доктору психологических наук, профессору факультета психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова Ларисе СУББОТИНОЙ.


– Лариса Юрьевна, почему маленькие так любят фантазировать?


– Дети в силу своего возраста обладают небогатым опытом и знаниями об окружающем их мире, поэтому своими фантазиями они как бы достраивают свою информацию о мире. Ребенок должен как­то адаптироваться к окружающей действительности, поэтому он берет часть знаний о ней из тех сфер, которые ему доступны. Реальная жизнь достраивается опытом, полученным из сказок, мультфильмов. Так в жизнь ребенка входят совершенно нереальные образы: человек­паук, ниндзя, клоны, Симпсоны. Ребенок может совершенно искренне верить в их существование. Иногда взрослых это пугает и настораживает. Детям свойственно фантазировать, так как это связано с их развитием, познанием окружающего мира.


Фантазия постоянно требует притока информации, однако возможности ребенка в этом плане ограничены, и он придумывает недостающие знания, берет их из воображаемого мира. Фантазирование – это развитие воображения, которое необходимо ребенку так же, как пища и любовь матери.


– В каком возрасте у детей развивается воображение и для чего его необходимо развивать?


– Самое благоприятное время для развития воображения и образной памяти – возраст от 5 до 12 лет, когда развиваются и многие высшие способности: образная память и мышление. Однако воображению отведена особая роль, так как оно лежит в основе любой творческой деятельности. Поэтому именно в этом возрасте так важно читать малышу сказки, водить его на выставки, в театры.


– Опасно ли чрезмерное фантазирование?


– Фантазия дает неограниченный объем информации для детского мозга, но она нереальна. В голове маленького человека может происходить смешение реальных и вымышленных образов. Ребенок может поверить в существование Бабы Яги и Деда Мороза, инопланетян. При этом чем ребенок эмоциональнее, тем больше он будет верить в придуманные образы.


– Может быть, тогда следует запретить детям фантазировать?


– Не нужно забывать, что у ребенка преобладают эмоции. Когда он фантазирует, он получает позитивные эмоции. Фантазии могут обеспечить ему иллюзорную жизнь, о которой малыш мечтает, они как бы замещают ему реальность. К примеру, ребенок хочет позиционировать себя как взрослого. В своих мечтах он может себе это позволить. И в этом нет ничего плохого. Представляя себя взрослым, ребенок формирует определенные модели поведения, которые он будет реализовывать, когда вырастет. Как правило, мальчики мечтают стать преуспевающими бизнесменами, отважными летчиками или капитанами дальнего плавания. Девочки хотят стать красавицами, хорошими мамами, кинозвездами. Создавая для себя некий образ, ребенок старается соответствовать ему.


– А если сын или дочь получили двойку, а дома начинают сочинять небылицы, как быть в этом случае?


– Процесс фантазирования идет стихийно. Иногда ребенок попадает в ситуации, которые для него сложны и неприятны, и он, не зная, как из этого положения выйти, начинает фантазировать. Чтобы родители не ругали за двойку, школьник младшего возраста может сочинить самую невероятную историю: он спасал девочку, на которую напали разбойники, у него украли портфель, тетрадь... Или ребенок нечаянно разбил чашку и, чтобы избежать наказания, придумывает историю о том, как кошка прыгнула на стол, махнула хвостом и чашка разбилась. Причем эта история будет рассказана в самых ярких деталях.


– Как же отличить фантазию от вранья? Скажем, ребенок провел все лето у бабушки на даче, а друзьям рассказал, что ездил в Турцию. Что это, вранье или сочинительство?


– Если ребенок рассказывает историю с массой подробностей, живописуя ее, – это сочинительство. Ложь более реалистична. Когда ребенок говорит неправду, но при этом не преследует никакой корысти, возможно, он просто хочет сделать обычную жизнь более яркой. И он придумывает красивую сказку о том, как отдыхал в Турции, где ему так хотелось оказаться. Фантазируя, он выдает желаемое за действительное. Корысть здесь минимальная. Если взрослые будут постоянно пресекать поток фантазии ребенка, он может перестать сочинять и будет исходить из позиций рациональной жизни, где все ограничено, все регламентировано – что можно, а что нельзя.


Жесткие рамки, в которые ставят родители своих детей репликами типа «не придумывай ерунды», гасят фантазию на корню. А любая фантазия – это не что иное, как возможность заглянуть в волшебный, необычный мир.


Ребенок, которому запретили фантазировать, никогда не станет гениальным творцом. Ведь гениальность – это выход за пределы «нельзя», весь прогресс существует благодаря фантазии. Если в сочинительстве ребенка присутствует корысть, то это, скорее всего, вранье, и оно должно быть пресечено.


– Но нельзя же всю жизнь прожить в мире иллюзий и фантазий, ребенку рано или поздно придется столкнуться с реальностью. Как подготовить маленького человечка к встрече с настоящей жизнью?


– У детей это происходит поразному. Некоторые родители сознательно оберегают своих чад от настоящей жизни. В таком случае у ребенка начинает развиваться беспочвенная мечтательность. Чем больше родители будут ограничивать познания сына или дочери о реальной жизни, тем больше те будут мечтать и фантазировать. И здесь есть опасность вырастить оторванного от жизни романтика. Девочки могут превратиться со временем в романтичных барышень, которые всю жизнь будут ждать принца на белом коне. А мальчики не смогут реально оценить свои силы и добиться чегото существенного в жизни. Родители не должны запрещать ребенку фантазировать, но следует корректировать эти выдумки. Если дети оторвались от реальности, нужно дать им возможность получить достоверную информацию. Однако эта информация не должна быть оценочной или категоричной: это хорошо, это плохо, это делай, этого не делай. Иначе это будут рамки, выходить за которые ребенок не имеет права, и в дальнейшем из него вырастет рационалист, лишенный воображения и фантазии. Он всю жизнь будет следовать неким инструкциям и никогда не сможет стать изобретателем, творцом.


– Как же следует развивать воображение у детей?


– Родители должны очень чутко относиться к проявлению детских фантазий. Ни в коем случае нельзя их осмеивать. Если фантазированием ребенок хочет расцветить свою жизнь, сделать ее более яркой, интересной, это нужно только привет


ствовать. Для развития творческого воображения родителям неплохо вместе с ребенком любоваться закатом, собирать осенние листья, сочинять сказки со счастливым концом, наблюдать за облаками, мастерить игрушки из различных вещей… Надо окружить ребенка всевозможными предметами для творчества: красками, разноцветными мелками, глиной, музыкальными инструментами.

Елена БАЛДИНА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе