У Земли появилась вторая Луна?

Примерно через миллион лет или чуть больше наша Земля лишится своего спутника.
Речь идет не о Луне, а об астероиде 2016 HO3, обнаруженном в апреле этого года.

Испанские астрономы, построив компьютерную модель, пришли к выводу, что по истечении указанного периода этот объект потеряет статус квазиспутника, в котором он пребывает сейчас.

Что такое квазиспутники?

Квазиспутником называют объект, который находится с планетой в орбитальном резонансе 1:1, то есть периоды обращения его и данной планеты вокруг Солнца совпадают. Однако, поскольку эксцентриситеты небесных тел (степени вытянутости их орбиты) имеют различные параметры, то со временем они "расходятся" в пространстве.

У Земли на сегодняшний день пять таких квазиспутников. 2016 HO3 — самый "миниатюрный" из них. Впервые его зафиксировал 27 апреля 2016 года гавайский автоматический телескоп Pan-STARRS 1. Точные его масса и размеры неизвестны, но предположительно его диаметр равняется 40-100 метрам. Дистанция между ним и Землей составляет от 38 до 100 расстояний между Землей и Луной.

Ранее проведенные астрономические исследования показали, что 2016 HO3 находится на близкой к нам орбите в течение последних 100 лет.

В принципе событие это вполне рядовое. Так, временными спутниками Земли в разное время становились астероиды 2003 YN107, 2004 GU9, 2001 GO2 и 2002 AA29. Еще четыре астероида сейчас являются "кандидатами" в земные квазиспутники и могут перейти в эту категорию уже в течение ближайшего столетия.

Соседство на миллион лет

2016 HO3 отличается от большинства известных ученым квазиспутников тем, что период его пребывания на одной орбите с нашей планетой намного больше. Его первооткрыватели — астроном Пол Чодас из Лаборатории реактивного движения НАСА и его коллеги изначально предсказывали, что астероид проведет вблизи Земли ближайшие 300 лет, что уже является аномально большим сроком для квазиспутников. Между тем, Карлос де ла Фуэнте Маркос и Рауль де ла Фуэнте Маркос из Мадридского университета Копмлутенсе (Испания), просчитав орбиту 2016 HO3 на несколько миллионов лет вперед, пришли к иным выводам.

Ученые исходили из того, что на движение планет и астероидов влияет взаимодействие не только с Солнцем или массивными объектами вроде Земли, но и с другими телами Солнечной системы. В процессе движения по орбите характер этих взаимодействий меняется, а также меняется и сама орбита.

Используя компьютерные вычисления и стандартные модели, братья Маркос обнаружили, что через 300 лет орбита 2016 HO3 действительно заметно изменится, однако он продолжит быть компаньоном Земли еще в течение как минимум миллиона лет, после чего все-таки исчезнет в глубинах космоса. Правда, новая орбита будет напоминать по форме скорее подкову, чем окружность. Чересчур тесное соседство с нашей Землей сделает его орбиту более стабильной, чем у прочих квазиспутников. Все эти характеристики, по мнению исследователей, превращают 2016 HO3 в идеальный объект для изучения поведения как квазиспутников, так и околоземных астероидов в целом.

А Плутону не повезло…

Квазиспутники есть и у других планет Солнечной системы, например, у Венеры, Нептуна и Плутона. Кстати, не так давно братья Маркос спрогнозировали потерю Плутоном его единственного квазиспутника 1994 JR1. Об этом сообщил журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Плутоид 1994 JR1 был открыт в 1994 году. Он имеет неправильную форму, а его ширина достигает 145 километров. Дистанция между ним и Солнцем составляет 34,8-44,5 астрономических единицы. Это один из самых крупных объектов, близких к Плутону.

Ученые с помощью данных, полученных станцией New Horizons, воспроизвели аналеммы квазиспутника за 6,5 оборотов Плутона вокруг Солнца. Анализ полученных кривых выявил, что Плутон и 1994 JR1 находятся в орбитальном резонансе 3:2 с Нептуном. Этим и объясняется нынешний статус астероида при Плутоне. Однако, сделав еще несколько оборотов вокруг Солнца, 1994 JR1 удалится от карликовой планеты. Поэтому, полагают эксперты, нельзя считать астероид истинным квазиспутником, его статус спутника носит чисто случайный характер.

Найден двойник планеты Земля