… был или не был

Бурю эмоций вызвал забитый, но не засчитанный английский гол в немецкие ворота.

Вот ведь какая парадоксальная ситуация: все видели кражу, никто не отпирается, похитители признали себя виновными, а вернуть украденное законному владельцу уже никто не может и восстановить справедливость уже никак невозможно. Если только в будущем Его Величество Случай как-нибудь ни компенсирует англичанам их сегодняшние огорчения.

…Жена, которая редко разделяет мои чувства во время футбольных трансляций, глянув искоса на экран, открыла рот от удивления и сильно расширила зрачки, когда увидела на видеоповторе мяч, припечатанный стоп-кадром за лицевой линией ворот.

- Как?.. Как это можно было не увидеть?

И то же самое, скорее всего, возопило остальное человечество.

На следующий день за завтраком жена жадно читала газету «Спорт-экспресс», которую прежде в руки не брала. И весь мир от политиков до кухарок, способных управлять государствами и работать тренерами национальных сборных, взволнованно обсуждал сию вопиющую несправедливость.

Допустивший серьезную ошибку в матче 1/8 финала чемпионата мира по футболу арбитр Хорхе Ларрионда не будет назначаться на оставшиеся матчи мирового первенства.

…Господи, да мало ли несправедливостей случается в этом мире! И куда более очевидных, и куда более масштабных, и куда более драматичных, по своим последствиям… Но чтобы такой резонанс от такой ерунды: был или не был этот злосчастный гол…

Из Уругвая, откуда родом судья, не засчитавший гол, последовало требование отдать под суд своего соотечественника. Суд - это, конечно, не серьезно. Он никому не грозит. Но карьера арбитра Хорхе Ларрионды, видимо, сломана безнадежно и ее уже никому не дано починить. Ему этого случая не забудут не только современники, но и далекие наши потомки.

Впрочем, памятливые немецкие журналисты испытали нечто вроде удовлетворения по поводу феерической ошибки уругвайца Хорхе Ларрионды, которого можно было бы, перефразируя известное выражение Марадоны, назвать «судьей бога». Дело в том, что 44 года назад советский рефери Тофик Бахрамов засчитал Германии гол, не забитый англичанами. И вот, мол, теперь они квиты - 1:1. Мол, футбольный бог вернул должок.

Разум футбольной и околофутбольной общественности кипит и требует перемен в правилах. Футбольный император Йозеф Блаттер упорствует и категорически отвергает все идеи с внедрением в судейство видеоповторов. Но энергия народного возмущения столь велика, что революция футбольного кодекса - вопрос скорого будущего. К тому же она в значительной степени подстегнута с одной стороны участившимися судейскими ошибками, а с другой - интенсивным совершенствованием видеотехнологий.

Теперь эта всенародно любимая игра со всеми ее эксцессами, с нечаянными и сознательными подножками, с подлыми провокациями, с жестокими подкатами, с руками бога, с копытами дьявола и т.д. прозрачна для тех, кто сидит у экранов телевизоров. Как, впрочем, и для болельщиков на стадионах, оснащенных большими видеоэкранами.

Теперь не скажешь: «Судье виднее».

Противники новаций в судействе умело защищаются: «Никто не застрахован от ошибок, которые и есть часть игры. И самые классные игроки, случается, мажут с трех метров по пустым воротам. Или в решающий момент не забивают пенальти».
Так-то оно так. Но есть и существенная разница. От ошибок игроков страдают команды, их тренеры, их болельщики, а от ошибок судей страдает футбол.

***

Интерес людей к футболу в пору чемпионатов мира и Европы (последний можно считать малым чемпионатом мира) резко возрастает. В первую очередь потому, что это больше, чем футбол. Это общение наций и народов на языке, который понятен всем сразу и каждому в отдельности независимо от уровня образования всех и каждого, их социального происхождения, интеллектуального развития, житейского опыта… Возраст и пол человека тоже не помеха для заинтересованного обмена соображениями, сопровождаемого бурными эмоциями.

Мы же помним, как старик Хоттабыч, только-только освободившийся от своего многовекового заточения в бутылке, почти сразу разобрался во всех премудростях футбола. И если что-то ему помешало насладиться игрой сполна между спортивными обществами «Шайбы» и «Зубила», так это его собственные сверхъестественные возможности подыгрывать команде, за которую он по неизъяснимым причинам заболел всем сердцем. А после признался: «Увы, я не волен над своими поступками… Мне хочется, чтобы выиграла команда «Шайбы».

***

Футбол - игра, слишком похожая на жизнь со всеми ее нечаянными поражениями и закономерными триумфами, с ее репетициями ощущений конца Света в случае глобальной катастрофы, или не забитого пенальти… А патриотические амбиции народов и имиджевые вожделения политических режимов только подстегивают переживания болельщиков, каждый из которых был бы не прочь обладать толикой волшебной силы старика Хоттабыча.

Но случись это в реальности, стань сказка былью - и погибла бы замечательная игра, и погиб бы мир по одной простой причине: не интересно стало бы играть, болеть и просто - жить.

В футболе, как ни в какой другой игре, пожалуй, Случай и Логика пребывают на протяжении всех 90 минут в напряженном и в бескомпромиссном соперничестве. Когда на поле нет твоей «Шайбы» или твоего «Зубила», то болеешь, как правило, за эстетику. Если тебе она безразлична, или ты в ней ни черта не понимаешь, то надеешься на Случай. И невольно можешь порадоваться торжеству Логики.

По логике, чемпионат должна выиграть Бразилия. Я имею в виду: выиграть у каждого из своих соперников, начиная с Голландии и кончая Аргентиной и Германией. Но выиграет ли она у Случая, орудием которого может стать нечаянная слепота судьи, нелепая ошибка вратаря, неловкое движение центрфорварда или защитника…

Самое страшное, можно сказать, пыточное орудие Случая - это послематчевые пенальти. Это стопроцентная «Русская рулетка».
…Футбол такая игра, где Справедливость и Несправедливость так тесно соседствуют и взаимодействуют, как ни в какой другой игре, и, может быть, как ни в какой другой жизни.

***

Когда силы футбольных команд неравны, то хочется вмешательства Случая на стороне слабейшего. Но я бы впал в отчаяние, если бы 11 июля в финале встретились Гана и Парагвай. Это было бы до исхода финала такое сокрушительное поражение Логики и Справедливости, после которого самая жизнь показалась бы полной бессмыслицей.

Но это, слава Богу, нереально. Мяч круглый. Как и Земля. Как и Космос, как и Вечность я надеюсь.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе