Александр Цветков: «Онкобольным остается ложиться и умирать!»

Я уже многократно писал об отвратительной реализации вахруковскими чиновниками разработанной еще при Анатолии Ивановиче Лисицыне и по его личной инициативе важнейшей программы модернизации онкологической службы области.


И вот снова приходится возвращаться к этой больной в буквальном смысле теме по причине очередной чиновничьей «загогулины», способной самым отрицательным способом сказаться на здоровье и жизни тысяч ярославцев.

Господа обещалкины

Напомню предысторию вопроса. Утвержденная законом области программа была рассчитана на 2007 – 2009 годы. За три года в нее предполагалось вложить 1 миллиард 495,5 миллиона рублей. Большая часть этих денег (1 миллиард 183 миллиона рублей) должна была пойти на строительство и оснащение медицинской техникой нового хирургического корпуса с десятью операционными областной онкологической больницы. Ввод намечался на 2009 год. Но ничего этого не случилось. Программу сорвали! Вместо полутора миллиардов рублей на ее реализацию было выделено всего лишь… три с половиной сотни миллионов. У меня нет сомнений в том, что, если бы губернатором оставался Лисицын, то программа была бы профинансирована и выполнена в полном объеме. Он ее значение хорошо понимал. Но у сменщика Анатолия Ивановича господина Вахрукова она почему-то в приоритеты не попала. А строительство нового хирургического корпуса со временем трансформировалось в реконструкцию действующего корпуса с надстройкой мансардного этажа, что удешевляло проект в два с лишним раза. В таком варианте объект и был включен уже в новую областную целевую программу «Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области» с объемом финансирования в 2012 году в размере 500 миллионов рублей.

Дата и сумма – не моя выдумка. Они обозначены в документе, который Дума получила из правительства области в декабре 2009 года, когда по нашему предложению было решено на депутатской комиссии по социальной политике рассмотреть итоги выполнения трехлетней онкологической программы. Присутствовавшие на заседании заместитель губернатора В. Костин и директор департамента здравоохранения И. Каграманян выглядели бледно. Им только и оставалось, что выслушивать резкую критику и обещать все исправить в самое ближайшее время, то есть реконструировать хирургию в 2012 году.

На святое дело денег не нашли!

Как высокопоставленная бюрократия держит слово, мы узнали в декабре прошлого года, когда Дума принимала областной бюджет на этот самый 2012 год. Выяснилось, что никаких денег на реконструкцию важнейшего объекта чиновники ярославского правительства вообще не заложили и тем самым сорвали свое собственное обязательство! Но и это, как оказалось, не все. На грани срыва зависло и обещание реконструировать хирургический корпус в 2013 году, а проект реконструкции разработать в 2012-м.

Месяц назад губернатор Сергей Ястребов назначил своим заместителем по вопросам здравоохранения директора онкоклиники Александра Сенина, человека, уже в силу своей прежней должности лично заинтересованного в успешном разрешении проблем областной онкологии. Звоню ему и спрашиваю – как дела с хирургическим корпусом, двинулось ли дело с мертвой точки? Ответ Сенина шокировал. Оказалось, что в бюджете нынешнего года никаких денег на проектирование его реконструкции нет и в помине! А нет денег – нет и проекта. А нет проекта – не будет в следующем году и реконструированного корпуса. Получится новый (который уже по счету!) обман. И опять никто за подобное безобразие не ответит. Да и кому отвечать-то? Приятный во всех отношениях Игорь Каграманян уже не директор Облздрава – он ныне заместитель министра здравоохранения РФ! А Виктор Костин больше за медицину не отвечает. Он сегодня, хотя и значится заместителем губернского начальника, но уже совсем по другим вопросам. Их бывший босс Вахруков больше не губернатор, и с него даже при желании новых властей ничего не спросишь.

В этой истории меня больше всего поражает глухота власть предержащих. Не умеют определять приоритеты в работе? Наплевательски относятся к нуждам населения? Недостаточно компетентны и расторопны в делах, за которые взялись? Или рассчитывают на то, что, если (не дай Бог!) с ними что-то страшное приключится, так с их административными возможностями, связями и бабками отлечат себя, любимых, в лучших заграничных клиниках? С этим не спорю, это они могут, но что же делать простым смертным, когда раковые заболевания добираются до них? Ложиться и умирать, теряя драгоценное время на ожидание операции? За один такой прокол я бы не только снял штаны со всех виноватых и как следует их принародно выпорол, но и повыгонял с работы с волчьим билетом.

Продиктовано жизнью, а не блажью

Совершенствование онкологической помощи населению Ярославской области не чья-то прихоть, а суровая жизненная необходимость. На учёте по онкозаболеваниям сегодня состоит более 29 тысяч человек. При этом ежегодно злокачественные новообразования выявляются почти у шести тысяч человек, да еще сколько невыявленных. Ежегодно умирает около трех тысяч ярославцев. Сегодня уровень поражения населения онкологическими заболеваниями в нашей области, по разным оценкам, на 10 – 15 процентов выше, чем в среднем по стране, и по этому показателю мы находимся на малоприятном втором месте (на первом – Рязанская область) среди всех регионов Центрального федерального округа.

Дошли мы до такой жизни совсем не случайно – с детских лет дышим по сути отравленным воздухом. Окружающая нас природная среда из-за длительного негативного воздействия предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, шинной и лакокрасочной промышленности, вредных массированных выбросов автомобильного транспорта давно уже не способна полноценно защищать наши здоровье и жизнь. Это с одной стороны. А с другой – проблемы в самой службе специализированной помощи. Когда Анатолий Лисицын поручил разработать областную программу, в онкобольнице не хватало площадей, имевшаяся диагностическая база не позволяла своевременно и в полном объеме вести обследование пациентов, не было возможности проводить лучевое лечение глубоко расположенных новообразований в связи с отсутствием высокоэнергетического линейного ускорителя. Разобщенность хирургических отделений, включая операционный блок и отделение реанимации, по разным корпусам снижала пропускную способность этих служб, создавая очередь (при такой-то болезни, когда упущенное время равносильно смерти!) на оперативное лечение. Усугубляла проблему явно недостаточная диагностическая база для раннего выявления онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях городов и районов области.

В такой ситуации у Лисицына было два варианта действий – сделать вид, что ничего не происходит и оставить всё как есть, что-то косметически подлатав и подремонтировав, либо попытаться решить проблему кардинальным образом. В администрации в 2007 году выбрали второй путь и разработали программу коренной модернизации онкологической службы с созданием единой технологической системы оказания эффективной помощи населению. Она предусматривала выявление заболеваний на ранних стадиях развития опухолевого процесса, повышение качества и доступности специализированной помощи, внедрение современных организационных, диагностических, лечебных и реабилитационных медицинских технологий, а в итоге снижение смертности от онкопатологии. Кроме сооружения нового хирургического корпуса в программе были запланированы реконструкция других помещений, установка линейно-терапевтического ускорителя, создание единого реанимационного отделения, оснащение всех служб современной аппаратурой. И что немаловажно – с руководством Всероссийского онкологического центра имени Блохина (его возглавляет старый добрый знакомый А.И. Лисицына, член Академии медицинских наук РФ Михаил Давыдов) было достигнуто соглашение на тот счет, что, если всё это ярославским властям удастся осуществить, то наша онкобольница первой в Центральном федеральном округе получит статус филиала этого центра. Что означало возможность пользоваться для блага ярославцев всеми его достижениями и научным потенциалом. Увы, но этого по вине ярославских чиновников, скорее всего, уже не будет.

Поучились бы у кота Матроскина!

Программа в значительной её части оказалась сорванной, хотя высшие ярославские чиновники и лично С. Вахруков так в этом и не признались. Линейный ускоритель для облучения раковых больных, купленный за границей за двести с лишним миллионов казенных рублей, ввели в эксплуатацию с задержкой на два с лишним года – в 2011-м вместо 2008-го! А нового или реконструированного современного хирургического корпуса нет до сих пор! За месяц до отставки Вахрукова я его спросил: онкологическую программу завалили, потому что у вас с Лисицыным неприязненные отношения? Отвечает: «Ну что вы, Александр Иванович, как такое можно подумать?! Просто не хватало денег…». Не верю, потому что знаю, как у нас порой славно тратились казенные средства. Скорее соглашусь с котом Матроскиным из деревни Простоквашино, который однажды мудро заявил: «Деньги-то у нас есть, у нас ума не хватает».

Что же делать сегодня? Думаю, кровь из носа, а при следующей корректировке областного бюджета в сентябре необходимо предусмотреть необходимые для проектирования реконструкции хирургического корпуса полтора десятка миллионов рублей и сделать проект до конца нынешнего года. И главное – не забыть при формировании областного бюджета будущего года заложить полмиллиарда рублей на саму реконструкцию. Сейчас как раз идет процесс формирования адресной инвестиционной программы, по которой и будут выполняться эти работы. Заявки на финансирование должны подать либо департамент здравоохранения, либо департамент строительства. Или же сделать это совместно. Пока таких заявок, как нам сообщили в областном департаменте финансов, нет. Придется проследить, чтобы на этот раз ярославские чиновники не оказались «забывчивыми». Губернатору Ястребову я об этой проблеме говорил. Он вроде как понял.

Александр Цветков,  депутат Ярославской областной Думы,  председатель фракции партии «Патриоты России»

ЯРНОВОСТИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе