Алло, гараж!

Около 300 ярославских соинвесторов не могут оформить свои гаражи в собственность. Застройщик ушел в глухую оборону

Долевое строительство в нашем государстве сродни профессии сапера: рискованно, никогда не знаешь, где рванет. По признанию автолюбителей, в Ярославле не редкость ситуация, когда на долевые средства строится гаражный комплекс, а потом самые лакомые кусочки в виде магазинов, станций техобслуживания и автомоек оказываются вдруг в чьей­то единоличной собственности.

Застройщик = генподрядчик?

Эпопея со строительством гаражного комплекса на улице Бабича, 3в началась еще в 2001 году с учреждения ГСК «Авто­союз». Учредителем и заместителем председателя гаражного кооператива стала некая Лариса Чистякова. Деньги с первых дольщиков – паевые взносы – начали собирать, когда проекта строительства гаражного комплекса не существовало и в помине.

По договору долевого строительства застройщиком выступил ГСК «Авто­союз». А генподрядчиком – ООО «Ярстройпроект», директором которого, по странному стечению обстоятельств, оказалась та же Лариса Чистякова. Мэрия выделила «Яр­стройпроекту» земельный участок площадью почти два с половиной гектара в 2002 году. Немного удивляет поразительная щедрость мэрии, выделившей кусок земельки организации со штатной численностью в пять человек. Впрочем, удивительное в этой истории одним фактом не исчерпывается. В гаражном комплексе предполагались два блока 4­этажных гаражей, автомойка, СТО, котельная, АЗС, магазин, кафе. Строительство гаражного комплекса велось без разрешения, которое ООО получило лишь в 2002 году.

Еще один удивительный нюанс – организация строительства. Как явствует из табеля учета рабочего времени, в «Ярстройпроекте» работали «Вова (кран), Олег (маз) и солдаты Лемихов В. И., Хренков Н. Г., Потехин (табель учета рабочего времени на октябрь 2004 года). Откуда на стройке взялись солдаты, непонятно.

1 января 2006 года владельцы гаражей справили новоселье своим автомобилям. Но, впрочем, владельцы – это громко сказано, так как до сих пор 294 человека не могут оформить гаражи в собственность – объект­то не сдан. И когда будет сдан, неизвестно, так как интерес к строительству «Ярстройпроект» и его директор потеряли сразу после того, как была пос­троена вся инфраструктура – АЗС, магазин, кафе, автомойка. Зато у лакомых кусочков хозяева уже появились. В органах госрегистрации уже зарегистрированы права собственности на все, кроме гаражного бокса.

– Все здания строились на средства дольщиков, – говорит владелец одного из гаражей в кооперативе Евгений РЕПИН, – но в 2007 году мы случайно узнали, что у АЗС, кафе, магазина, автомойки и прочего появились хозяева. Имущество ГСК «Авто­союз» еще в 2005 году стало собственностью ООО «Автотехсервис» и других организаций. Хотя по договору долевого строительства мы вносили денежные средства на строительство всего гаражного комплекса.

Как не порадеть родному человечку?

Когда члены кооператива стали разбираться, выяснилось, что свежеиспеченное на тот момент ООО «Автотехсервис» учредила ... дочь Ларисы Чистяковой, Надежда Достойная.

По информации налоговой инспекции Дзержинского района, сфера деятельности «Автотехсервиса» оказалась весьма обширной. Тут и производство пара и горячей воды котельными, и техобслуживание и ремонт легковых автомобилей, и розничная торговля автозапчастями, и деятельность ресторанов и кафе, сдача внаем имущества и даже физкультурно­оздоровительная деятельность. Такое многогранное ООО. И так вовремя создано...

А пока ничего не ведающие члены кооператива исправно платили членские взносы, сначала по 200 рублей в месяц, а в 2007 году – по 300 рублей. А с 1 июня сумма выросла до 400 рублей. Откуда возникала такая такса, остается гадать.

– Размер взносов устанавливает общее собрание членов кооператива. Но никаких собраний не проводилось, – говорит житель Ярославля Юрий ТУРИЕВ. – На что расходовались собранные деньги, членам кооператива также неизвестно.

Зато известно, что в гаражах не оказалось пожарной сигнализации. Народ возмутился, ведь стоимость пожарной сигнализации входила в общую стоимость гаражей, и не маленькую – 220­260 тысяч рублей. Кроме того, членам кооператива заявили, что денежные средства на строительство закончились и всем необходимо сдать дополнительно по 8­10 тысяч рублей. Хотя, как стало известно дольщикам, иногда руководство ГСК продавало гаражи по явно заниженной цене. Так, герой наших многочисленных публикаций, директор МУП «Брагино» Василий Ендальцев, в августе 2005 года приобрел в ГСК гараж (№ 63 на первом этаже). Судя по реестру членов ГСК, представленному в Дзержинский районный суд, Василий Михайлович купил гараж стоимостью 260 тысяч рублей всего за 88 тысяч 258 рублей. И сразу оказался в членах правления кооператива.

В общем, дошла гиря до полу. 27 дольщиков написали заявление в прокуратуру. В октябре 2007 года инспекция строительного надзора Ярославской области совместно с представителем Дзержинской прокуратуры провела проверку. Во время проверки «обнаружились» 372 хозблока, коих нет в проектной документации. Приобретали их в основном пенсионеры, которые сейчас могут оказаться у разбитого корыта. И крайними все равно остались владельцы гаражей, заехавшие в комплекс, не сданный в эксплуатацию. А вот на каком основании имущество ГСК – автомойка, СТО, котельная, незавершенное строительство кафетерия и магазина – стали собственностью других структур, прокуратура не установила. Не помогли и обращения в УВД Ярославской области. Трижды УБЭП УВД отказывал дольщикам и членам кооператива в возбуждении уголовного дела. Тем временем Лариса Чистякова ушла с поста «Яр­стройпроекта». Организация реорганизована в другую, с юридическим адресом в Тамбовской области.

Что дальше? Когда люди смогут оформить гаражи в собственность? Кто ответит за то, что доходные объекты, построенные на общие деньги членов кооператива, оказались в руках сторонних организаций? Может, прокуратура и УБЭП все­таки смогут разобраться в ситуации?

Комментарий юриста

Валерия Палачева:

Рассматриваемые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», а также Уставом ГСК.

Если договор заключен на весь комплекс строительства, тогда никто не вправе изъять для себя часть этого комплекса. Автолюбителям следует обратить свои вопросы к ГСК, с которым у них заключен договор. Для этого дольщикам следует объединить свои усилия, обеспечить доступ ко всей документации. Сделать это можно через общее собрание и выборный орган управления. При необходимости в установленном Уставом порядке можно провести перевыборы. Если в ГСК нет ревизионной комиссии, то следует ее избрать (или перевыбрать). Вариант – назначение аудиторской проверки. От руководителей ГСК следует потребовать полного отчета за финансово­хозяйственную деятельность.

Что же касается органов прокуратуры и УВД, они тоже подконтрольны. Обращайтесь в Генеральную прокуратуру и МВД РФ.

Ирма Бушелашвили

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе