«Давайте говорить друг другу комплименты…»

«Давайте жить, во всем друг другу потакая…» А давайте. Давайте! И что? Попробовали? Кишка тонка? Тонка. Мы даже этого не можем.

12 июня исполняется 17 лет со дня смерти Булата Окуджавы (1997), человека, который очень простыми словами умел выразить сложные вещи. Вещи, возможно, кто-то скажет, не духовные, а больше душевные. Но доросли ли мы хотя бы до этого?

Помните, пел Окуджава – не «духовное» пел, а, по терминологии, к которой мы православные успели навыкнуть, всё «душевное»: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви высокие моменты»…


Иерей Сергий Круглов

Господи, прости нас, дураков (ибо Ты один Судья, как любящий, так и точно знающий) – как мы когда-то высокомерно издевались над этими словами!..

Типа – человекоугодие!.. И мол «комплимент» по-латыни – «то, чего нет».

Разве мы тогда знали, что до этих вещей надо – не дорасти даже, а дожить. Достариться, что ли, доистрепаться, дооббиваться об углы, домяться как жесткий лён в мялке, дотомиться в зное и лютом хладе никомуненужности и одиночества, стать тем, о чем Псалмопевец говорил: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое».

Хорошо, ладно. Пусть даже – «то, чего нет». Пусть – просто вежливая «воспитанность» …

Но сказать человеку нечто доброе, приятное (ложное, «льстивое»? Да пусть и льстивое! Лишь бы этот человек, которому ты говоришь льстивое, не был твой начальник, пахан мира сего, которому ты просто решил вылизать его статус ради карьерных соображений), нечто его, человека, ободряющее и возвышающее над собой – на это от говорящего надобно усилие, совместный труд ума и воли.

А вот на этот добрый и трудный труд мы, современные, ох как уже во многом неспособны… Физики и богословы вам объяснят почему: смерть де вселенной, энтропия, деградация, чем дальше – тем жиже и гаже («в самовар с той стороны подливали сырую воду, а чай тем временем продолжали разливать»…)

Привыкли «ботать по-олбански», «воспитанность» стала пониматься как «утверждение в крутизне», благородные манеры перестали обозначать не просто реальные, но и реально существующие вещи, купюры речи стали не обеспечены поддержкой золотого запаса (как писал в исторической монографии профессор Зубов, когда стали менять в 20-е годы «ленинки», на один реальный рубль приходилось несколько миллиардов фуфловых денег, крашеной бумаги…)

Ладно.

Чего на современное зеркало пенять – у всех нас рожа крива…

Татьяна Горичева (над пафосом которой тоже смеивались многие) как-то, в 80-х годах прошлого ХХ-го («прошлого»!.. это же нашего, Господи, нашего!..) века как-то сказала в дневниках, что, мол, ныне в Европе обычные языческие (мы бы еще сказали – «общечеловеческие», БнейНоах) добродетели уж почитаются – сверхъестественными и христианскими, и что де по сему признаку видно, как пала Европа…

Ну да, пала.

А мы с вами на Руси – так-таки не пали, стоим как монолиты и скрепы? Ага, где там.

«Давайте жить, во всем друг другу потакая…»

А давайте.

Давайте!

И что? Попробовали? Кишка тонка?

Тонка.

Мы даже этого не можем. Вместо любовного потакания друг другу (как мать потакает дитяти, как любящий муж потакает жене) у нас разве что в самом продвинутом случае – либо невнятно усвоенная общественная политкорректность, либо обычное равнодушие. А они сами, знаете, что означают: «я либерал и демократ, так как я осознанно даю своему соседу свободу, гарантированную конституцией, у себя на частном дому насиловать и жрать детей, но чтоб он при сем не наступал на мой газон».

«… тем более, что жизнь – короткая такая…»

Вот тут, Булат Шалвович, – вы пронзительны. До слёз.

Но я с вами готов спорить.

Не короткая у нас жизнь – вечная. И ничто не кончится, и всё-всё продолжится…

Только доказать вам этого (по принципу: вытащив неопровержимое доказательство из левого кармана) я не смогу. Впрочем, простите меня – теперь-то вы сами это знаете лучше, чем я…

Давайте не будем спорить (хотя иногда чего бы и не поспорить, только не как в фейсбуке, с попыхливыми лайками, банами и троллингом, а по-благородному, с любовью и вежеством, с взаимовниманием, в неторопливой беседе за чашкой чая в саду?..), давайте – еще потерпим и подождем…

А там…

Вёдро будет – видно будет.

Лишь бы нам всем понять: как трудно, невозможно даже, прыгнуть на высшую ступень евангельских добродетелей, миновав ступень обычного человеческого тепла, благородства и порядочности… Этой-то ступеньки, увы, у нас у многих нет, не построена нами за жизнь, в этом мы и каемся и просим помощи Божией.

А построить ее, чтоб подниматься за Христом в Царство – просто необходимо. «Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова…»

Священник Сергий Круглов

Православие и мир

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе