«Делать бесплатно шедевры могут лишь дети!»

Из всех искусств для нас важнейшим является кино! – изрек основатель социализма на заре ХХ века. Но автор бессмертного афоризма ничего не знал про анимацию – иначе его лозунг наверняка звучал бы иначе: «Из всех искусств для нас важнейшим является мультипликация!» Шутка, конечно, но ведь во всякой шутке, как известно, есть своя доля истины. Основатель и художественный руководитель известного не только в Ярославле, но и во всей стране центра анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» Маргарита Нагибина сегодня в гостях у «Юности».

– Маргарита Ивановна, про современных подростков часто говорят, что они привыкли не создавать свое, а потреблять – смотреть часами телевизор, играть на компьютере. Между тем ваш центр творчества год от года набирает популярность. Какие дети к вам идут?

– В 1993 году, когда мы начинали, у нас было 30 человек. Сегодня занимается около 2,5 тысячи детей. Я горжусь тем, что дети у нас творчески растут от пяти лет и до бесконечности, они просто находят здесь второй дом. А почему они к нам приходят? Прежде всего появилась возможность делать мультфильмы прямо у себя дома – достаточно иметь цифровой аппарат и компьютер. И человек пробует, затем начинает искать учителей – и приходит в центр.
Есть и другие – те, кто больше нацелен на успешность, чем на творчество, но такие редко остаются у нас. Сложности с подростками лет 14 – они приходят в выходной, видят 12-летних студийцев и не остаются, боясь оказаться без компании. Поэтому я приветствую, когда подростки приходят сразу группами, большинство из них наверняка не задержатся, но тот, кому это нужно, успеет у нас прижиться.
И самый тяжелый случай – когда родители приводят одиннадцатиклассника и говорят: он хочет во ВГИК, помогите его подготовить. Как правило, такие ребята настолько уверены в себе, что не слушают советов и подсказок.

– А вы можете подготовить к поступлению во ВГИК?

– Ежегодно один из наших выпускников поступает во ВГИК, и еще двое-трое «срезаются» на экзаменах, чтобы повторить попытки на будущий год. А во ВГИКе конкурс по 300 человек на место, так что это показатель!

– Мультфильмы как жанр сегодня на подъеме. А чем объясняется такой всплеск их популярности, причем люди стремятся не только смотреть, а и создавать их?

– Человеку свойственно желание выразить себя – в рисунке, в танце и т.д. А здесь появляется возможность выразить себя в комплексе – сначала литературно, сочинив сценарий, затем – изготовив куклу, в движении, поговорить за нее, озвучить, положить все на музыку… И в финале получить готовый продукт – как показатель состоятельности человека. В этом – притягательная сила кино.
Что касается детских мультфильмов, еще буквально три года назад господствовало мнение, что такого жанра, как детская анимация, нет и быть не должно. И тогда сами дети начали снимать мультфильмы для себя.
К счастью, сегодня положение изменилось, появились новые проекты, государство начало финансировать детский кинематограф. Ведь это только дети способны делать шедевры без всякого финансирования, взрослые на такое не способны.

– Насколько сегодняшние дети отличаются от прежних? И есть ли отличия?

– Конечно, дети меняются. Общество «лепит» ребенка. В 2000 году, например, дети обожали «ужасы», в сценариях у них кровь лилась просто рекой. Но мы же не можем сказать: «Ты не будешь снимать это!» Старались убедить человека, что фильм делается прежде всего для зрителя, уговорить его изменить сценарий. Был период «Масяни», когда в сценариях попадались сплошные «приколы», разговоры были на сленге. А сейчас настало очень интересное и хорошее время, дети стали любить свою страну и землю. Пошли сценарии о родном городе, об экологических проблемах. Да почему дети, и выпускники, которым сейчас по 18, тоже.

– Все привычно говорят, что страна катится в яму, а ваши наблюдения показывают обратное?

– Мы не в яме, это точно. Сегодня даже обделенные родительским вниманием дети тянутся к лучшему. Если бы еще этому помогала система образования, школа.

– Но у современных детей просто аллергия на школу. В чем проблема? И поможет ли поправить положение национальный проект по образованию?

– Во-первых, слишком велика нагрузка на детей. И я считаю, что дополнительное образование (все кружки, секции) не должно размещаться в школе, дети должны от школы отдыхать. Кроме того, дети сегодня научились ощущать себя личностями, а учителя в школе с этим не считаются. У нас бывают случаи – ребенок получает премию, а в школе возмущаются: почему двоечнику премию дали! Талантов не видят и видеть не желают!
Может быть, подушевое финансирование поможет вернуть в школу индивидуальный подход к детям.

– Но учителя, напротив, ругают это подушевое финансирование, боятся, что школы при нем вообще впадут в нищету!

– Да, если это плохие школы. Но это уже их проблемы.

– А как насчет национального проекта повышения рождаемости – он ситуацию с демографией поправит?

– Кто будет рожать ради денег, хотела бы я знать? Нужны ли будут таким матерям сами дети? И потом, этот проект оставляет без помощи всех, кто во время не вписался. Представьте – женщина рожает ребенка 31 декабря в 23 часа. И ей 250 тысяч не положены? Наверняка будут просить акушерок, подтасовывать время, будет куча взяток и злоупотреблений.
Но это только часть проблемы. Но вот у женщины трое детей, и она сейчас родила четвертого. Все они государственной поддержки не получат. Или ей их на помойку выбросить и родить на будущий год нового, под нацпроект? Лучше бы подкинули по тысяче на каждого ребенка!
Да и получат ли будущие мамы обещанные 250 тысяч?

– Многие сомневаются. Вы, похоже, тоже?

– Не знаю. Но мне кажется, все эти проекты по рождаемости, по одаренной молодежи – все это задумано для того, чтобы обеспечить рейтинг президента на будущих выборах. Боясь потерять деньги в случае смены власти, люди будут голосовать соответственно…

– Сейчас происходит быстрая коммерциализация общества. Это негативный процесс?

– Нет, я не считаю, что это ведет к бездуховности. Человек должен платить за товары, за услуги. Другой вопрос, что наши люди платить не могут, у них зар-
платы не хватит. Настоящие услуги дороги – например, в медицине, сколько стоит спасти человека от смерти? Но там результат виден сразу, его не оспоришь. А в педагогике результата еще надо ждать годами, и не каждый родитель поймет, что педагог спас его ребенка.

– Кино и анимация, в частности, главные конкуренты театра, на подъеме. Как вы считаете, театр как жанр в итоге не погибнет?

– Театр никогда не погибнет. Даже в то время, когда кинематограф практически умер, театры работали. Другое дело, что произошло разделение: кто-то в погоне за деньгами начал подлаживаться под зрителя – невежественные зрители получают невежественный театр. Но есть другие, те, что стремятся «подтягивать» зрителя. И кроме того, театр – это всегда площадка для эксперимента! Особенно это видно в Москве.

– А вы что больше любите, Питер или Москву?

– Питер. Хотя в последнее время там стало появляться что-то инородное. В Питере резко начали накручивать цены на все – начиная от устройства фестивалей и заканчивая питанием в кафе. Или такой пример: в Москве в кинематографическом институте есть бюджетные места, а в Питере нет! Хочешь учиться – плати 80 тысяч!
И это обидно, потому что у меня с Питером очень тесные связи. У моих бабушек там друзья – еще со времен блокадного Ленинграда, когда в нашу область эвакуировали блокадников. У нас, кстати, есть фильм «Как ярославские коты спасали Ленинград». Когда его снимали, дети сочинили стихи, и я даже боялась – звучало чересчур пафосно. «Пусть не прервется наш кошачий род, но путь героев с Волги поведет!» Сделали – и оказалось, что все в самый раз. Смотришь, и комок в горле – ведь это же действительно так, ведь это же мы – победители!

– Вы часто бываете на фестивалях в Эстонии. Как там обстоит дело с межнациональными отношениями?

– На уровне отдельных людей национализма не существует. Я помню пожилую женщину-эстонку, она плакала, вспоминая Советский Союз: «Тогда я работала, зная, что спокойно выйду на пенсию. Сегодня я, пенсионерка, вынуждена работать и бояться, что меня заменят более молодые». Чтобы удержаться на месте, она в дополнение к эстонскому и русскому выучила английский язык. А работает она вахтером в Доме творчества…

– Прежде считалось, что у нас самая читающая страна. Теперь говорят, что молодежь не читает, и вообще…

– Да нет, читают подростки. Причем вот Андрей Петров снимает фильмы по известным произведениям – по Хемингуэю, по Достоевскому, по Шмелеву недавно сняли. И посмотрев их, ребята берутся за саму книгу. Я уже предлагаю: может, нам выпустить сборник мультфильмов «в помощь школьному учителю»?

– А сами вы много читаете?

– К сожалению, сейчас я почти не читаю – загруженность большая. «Чукча не читатель, чукча писатель» – я пишу свои книги, над учебниками по анимации работаю, их не хватает. Поэтому на серьезных авторов не хватает времени. А в дороге Донцову читаю. Завлекательно, и, хотя прочитав, моментально все забываешь, все равно получаешь релаксацию. Вообще она молодец!

– Как вы относитесь к американским мультфильмам? Например, к тем же «Симпсонам», они действительно такие вредные и бездуховные?

– Я к «Симпсонам» отношусь как к сериалам – почему бы их и не показывать. Конечно, малышам их смотреть не стоит, они должны воспитываться на своих мультфильмах, прививающих добро и национальную традицию. Но дети постарше, у которых уже есть чувство юмора, – почему бы и нет?

– Вопрос в тему: а как вы относитесь к анекдоту?

– Очень хорошо. Анекдот – самый близкий к анимации жанр. Только если мультфильм – это концентрированное кино, то анекдот – концентрированная литература.

Оксана ЯКУБОВИЧ  
 
Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе