Конец истории с Михалковым - сигнал о кризисе шаманства в России

Кинорежиссер Никита Михалков ушел с поста председателя общественного совета при Минобороны. Существует две версии причин этого процесса: та, которую Никита Сергеевич изложил сам, и очевидная.

Согласно очевидной — все понятно. За 33 000 000 государственных евро и семь лет снята какая-то дрянь; режиссера невзлюбил зритель; его перестали, судя по всему, принимать в министерстве с прежним уважением — настолько, что отняли мигалку. Человек вспылил и ушел.

И есть версия самого режиссера, чуть менее чем полностью состоящая из правильных слов «воинский дух», «историческая преемственность», «офицерская честь», «сила национального духа», «опасный разрыв между обществом и армией», «народ требует уважения» и так далее. В двух словах: режиссер утверждает, что сейчас из солдат воспитывают наемников, а не воинов — и это разрушает обороноспособность России.

Послание Михалкова с тезисами о причинах отставки, на наш взгляд – крайне важный документ нынешнего переломного момента.

Это послание с поразительной ясностью демонстрирует, насколько далеко сегодня риторика может отчалить от реального события, которому она посвящена.

Еще раз: в реальности освоен мега-бюджет. Снят оскорбительный фильм в двух частях. Одержан блестящий кассовый провал. Сделан ряд высокомерных заявлений в адрес зрителей. Отобрана мигалка. Эта реальность сопровождается риторикой режиссера о русском воинском духе и о необходимости уважать армию и народ — того самого режиссера, который изобразил армию и народ звероподобным быдлом, а также вслух обзывал Россию «бесноватой страной». И который сейчас собирается перетащить свое кино с большого экрана на малый.

Реальность и риторика в исполнении Н.С.Михалкова настолько взаимоисключают друг друга, что дальше некуда. Однако на фоне нарождающейся предвыборной гонки михалковское поведение выглядит тонким пародированием общей ситуации. Мы это отчаливание сопроводительной риторики от реальности сейчас наблюдаем как норму.

Например, в отчетливо параллельных пространствах существуют поддержка семьи из президентских посланий и данный нам в ощущениях Фурсенко.

Непонятно как сочетаются реальные реформы здравоохранения и всякие «знаковые моменты речи» про поддержку материнства.

Про модернизацию, которой уже четвертый год скоро, говорить излишне.

И есть вполне серьезный риск, что михалковщина, разъедающая связи между жизнью и ритуальными словесами, расползется на все. Вплоть до заявленной на днях реиндустриализации.

Если нам сильно не повезет — мы будем наблюдать михалковщину до тех пор, пока остатки каркаса реальности будут выдерживать многотонные воздушные замки программ, ключевых моментов речи, знаковых слов и прочего шаманства.

Это не очень долго. Остатки реальности долго уже просто не выдержат.

Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе