Михаил Горбачев: Власть разочаровала людей в России

Экс-президент СССР Михаил Горбачев, с которым мы встретились на торжествах по случаю падения Берлинской стены, убежден, что объединение Германии 20 лет назад было прямым следствием процессов в Союзе, когда граждане стали бороться с тоталитаризмом, отстаивать демократию и гласность. «Собеседник» поинтересовался у Михаила Сергеевича, как он оценивает ситуацию со свободами в современной России. 

– Нет ли у вас ощущения, что спустя 20 лет в России идут совершенно обратные процессы? 
– Есть. Вы знаете, что в последнее время обострились отношения между властью и общественными организациями. Это особенно показали выборы 11 октября. Если власть считает, что можно все так решить: одних назначить, других «раззначить», а мнение людей не так и важно, то это очень серьезная тенденция. Это надо менять. 


– Как? 
– Нужно участие гражданского общества. С теми же выборами люди все-таки не успокоились: идут кое-где пересчеты голосов, в судах будут какие-то рассмотрения. Медведев сказал в интервью «Шпигелю», что надо совершенствовать избирательную систему. Я говорю об этом уже три года. Самое главное – гражданскому обществу нужны правовые предпосылки и политические условия, а это может создать только власть. Даже опросы показывают, что нужна оппозиция. Иначе что-то в обществе произойдет… 

– Если ждать милости от власти, можно ведь дожить и до возведения новой стены. 
– Мне нравятся замечания эти. Мы продвигались в рамках демократического транзита и наращивали демократические институты. Но теперь даже там, где есть эти институты, они не дают результатов, люди разочаровываются. По моему мнению, у нас еще не такая острая ситуация, когда можно говорить, что безнадежны правительство, парламент. Однако уже болезненно чувствительно. Могу привести вам пример: Америка и приход Обамы. США мы рассматривали как страну, в которой есть демократия, суды нормально работают и в общем-то пресса независимая. Но недовольны в последние годы американцы. Как только эта отметка недовольства достигла определенного градуса, так вдруг американцы, которые не очень-то ходили на выборы, все оказались у урн, захотели перемен и более того – создали инструмент в виде нового президента. Нашим властям надо понять: нельзя допускать усталости. Вот как «Собеседник» – он никогда не устает, всегда на все реагирует. Правильно или неправильно, но реагирует. Во всяком случае, у меня всегда к вашей газете было позитивное отношение.

Барова Екатерина 

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе