Море волнуется

На научно-практической конференции в Демино решали, как делать деньги из воды

За 70 лет существования Рыбинское водохранилище пережило и восхищенную славу, и гневное разочарование. Экономический эффект судоходства и энергетики сопровождался воспоминаниями о затопленных лугах и лесах, деревнях и селах. Сегодня нет смысла говорить о том, насколько рационально было это великое советское строительство. Рыбинское море уже стало не просто географическим объектом, а мощным фактором экономического влияния на развитие прилегающих территорий.

О современном состоянии и потенциале водохранилища, хозяйственном, культурном, спортивном, туристическом его значении в жизни области шла речь на научно-практической конференции, собравшей в Демино на минувшей неделе рыболовов, ученых, чиновников и общественность.

Что является современным приоритетом: экология, экономика, природная стабильность? На этот вопрос нет однозначного ответа. Рыбинское водохранилище – это огромное и пока неэффективно используемое пространство, которое срочно требует цивилизованного вмешательства.

– Можно сколько угодно выступать против поправок в Закон «О рыболовстве» – рыбы от этого больше не станет, – считает заместитель губернатора области Михаил Боровицкий. – Нам надо не бросаться из крайности в крайность, а оценить уникальность территории и найти комплексные решения: как эффективно использовать Рыбинское водохранилище в хозяйственных интересах не только области, но и всего Верхневолжского региона.

Хозяйственные интересы – это создание на побережье туристических зон, развитие промысловой, спортивной и любительской рыбалки. Но самое главное – регулирование улова и восполнение рыбных запасов. Для этого есть масса возможностей – от усиления борьбы с браконьерством до полного закрытия лова.

– Хорошая мера – дать морю отдых на несколько лет, – говорит директор Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина Юрий Герасимов. – К сожалению, нереальная. Значит, нужно усиливать рыбоохрану. Браконьерство наносит самый большой ущерб рыбным запасам. Да, рыбная масса в водохранилище достаточно стабильна, но резко изменилось качество рыбы. Если раньше ловили лещей в основном пяти–семилетнего возраста и соответствующего размера, то сейчас это – мелкие трехлетки. Произошло резкое омоложение улова судаков – метровые рыбы сменились 35–40-сантиметровыми.

Некоторые изменения ученые связывают с экологией и повышением температуры воды. Но главный удар наносит увеличение промысловой нагрузки. В первую очередь – нелегальной. Герасимов рассказывает, что в районе Борка в период нереста рыба и ста метров по прямой не пройдет – сплошные браконьерские сети. А инспекторов на все море – 18 человек.

– Все это досужие разговоры, – считает глава Рыбинска Юрий Ласточкин. – Люди будут ловить рыбу независимо от нашего желания. Запреты и ограничения затронут экономические интересы десятков тысяч людей, живущих на берегах водохранилища. Для многих рыбалка – единственный источник дохода. Мы говорим об ущербе, который наносят браконьеры, и молчим о тысячах тонн рыбы, погибшей при зимнем заборе воды Каскадом Верхневолжских ГЭС. Реальные действия – это уборка мусора с берегов, популяризация темы истории рукотворного моря, природных богатств Дарвинского заповедника, строительство туристических зон, где можно не только отдыхать, но и получить работу.

Закрыть для лова водохранилище невозможно, силами рыбоохраны с браконьерами бороться трудно. Так кто должен заниматься восполнением рыбных запасов?

– Пока этим занимаемся только мы, промысловики, – говорит профессиональный рыбак Андрей Горячев. – У нас в аренде два участка Волги и один – на водохранилище. Мы ставим искусственные нерестилища, помогаем рыбоохране, даже мусор с берегов по мере сил убираем. Для нас это необходимость – мы намерены заниматься рыболовством и дальше. По крайней мере надеемся на это.

Опасения промысловиков вызывают даже не изменения в законодательстве – на их территориях любительский и спортивный лов доступен и бесплатен. Краткосрочные договоры аренды, предполагаемое укрупнение рыбодобывающих организаций – все это может нанести удар по делу их жизни. Здравый смысл подсказывает: если речь идет о восполнении запасов, создайте рыбе условия обитания, дайте отнереститься, усильте контроль над уловом. Куда сложнее проблемы стратегического развития Рыбинского водохранилища и его прибрежных территорий.

Обсудив и выслушав мнения ученых и практиков, участники конференции решили продолжить свою работу в рамках межведомст­венной группы по организации рыболовства в Рыбинском море.

Юлия МУРАТОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе