«Мы не партия, мы здесь живем»

Общественные организации окончательно вычеркивают из публичной политики. Власти намерены лишить их возможности самостоятельного участия даже в муниципальных выборах.

Часто мы начинаем ценить, что имели, только когда теряем. Это утверждение лучше всего характеризует ситуацию с участием общественных организаций в муниципальных выборах 1 марта 2009 года.


Парадокс, но именно когда федеральная власть решила отнять у общественников право самостоятельного участия в муниципальных выборах, они явно активизировались

Именно общественные организации и движения в целом ряде муниципалитетов на предстоящих выборах воспринимаются как основная альтернатива не только местной власти, но и политическим партиям как таковым.

Формально Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» сохранял право общественных организаций выдвигать кандидатов на выборах органов местного самоуправления все последние годы. Для этого они должны были соответствовать двум требованиям – иметь право на участие в выборах по уставу и быть зарегистрированным не менее чем за год до выборов. Эта норма смогла пережить отмену избирательных блоков, и отмену голосования «против всех», и множество иных избирательных новаций. Секрет этой выживаемости, наверное, в том, что она никому не мешала. Не мешала во многом потому, что этой нормой не пользовались – местные выборы всегда были в первую очередь выборами личных репутаций. В таких условиях в дополнительных «политических крышах» не было необходимости, а выборы на местном уровне преимущественно проходили по мажоритарным округам, в которых и конкурируют в первую очередь личности.

Участвовали в местных выборах общественники очень редко, можно сказать, эпизодически. Подобные случаи за последние годы (с 2005 года) можно перечислить буквально на пальцах одной руки. Так, в Красноярском крае возникло движение под названием «Блок Анатолия Быкова», заместившее одноименный блок после отмены таковых. Движение Быкова зарегистрировало список на выборах Красноярского горсовета 11 января 2008 года, однако регистрация списка была отменена 29 января по иску ДПР. Во Владивостоке на выборах гордумы было движение «Женщины Владивостока». В Московской области 12 октября 2008 года на выборах в Электрогорске участвовало московское областное общественное движение «Общественный совет поддержки политики президента Российской Федерации». И это практически все за несколько лет.

На этот же раз общественные движения борются за мандаты на выборах местных советов Тольятти, Долгопрудного, Твери, Лесного района Тверской области, города Новозыбков, Зейского горсовета Амурской области.

Так, в Твери зарегистрированы списки общественных организаций «Союз народных депутатов», «Родители против наркомании» и «Союз избирателей», отказано в регистрации списку объединения «Родители за будущее детей». В городе Зея списки зарегистрировали региональная общественная организация «Гражданская инициатива» и амурская региональная общественная правозащитная организация «Союз ветеранов Вооруженных сил», отказ получила Городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. В городе Новозыбков выдвинула список общественная организация предпринимателей юго-западных районов Брянской области. В Долгопрудном – ОО «Городское собрание», в Тольятти – общественное движение «Декабрь». В Лесном районе Тверской области – Общественная организация ветеранов.

Практически везде эти общественные движения пошли на выборы по двум причинам. Первая – принудительное введение смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы лишило многих из них, особенно тех, кто представляет оппозицию и во многом не угоден местной власти, возможности баллотироваться в округах. Либо этих округов не стало, либо их размеры существенно увеличились. Второе – одновременно до минимальных размеров «схлопнулось» то, что у нас называют партийной системой. Выбирать между 4 парламентскими партиями, «Патриотами России» и «Яблоком», которых еще к тому же на местах порой и нет, общественники не хотят.

Потребность выражать интересы осталась, а прежних возможностей не стало – вот и вспомнили на местах про право, которым раньше не пользовались.

Не исключено, что сыграл свою роль и усиливающийся кризис, который на местах подстегивает наиболее активных к поиску ответа на вопросы, кто виноват и что делать, в сочетании с общим недоверием к политической системе и партиям, ростом регионального самосознания через отрицание федеральной политики, игнорирующей местную самобытность. Все вместе это приносит свои плоды.

Вероятно, внес свой вклад и федеральный центр, который одновременно с процессом внедрения в регионы партийных списков решил изъять у общественников оставшиеся с прежних времен правовые возможности. Поскольку об этом заговорили, многие впервые узнали, что эта возможность еще существует.

О необходимости повышения роли непартийных организаций на местных выборах в своем послании парламенту говорил президент Медведев. «Нужно, чтобы они (представительные органы власти) избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских», – заявил глава государства 5 ноября. Пока, по словам президента, общественники в местных представительных органах представлены слабо. Хотя право выдвигать на выборах собственные списки кандидатов у них есть, заметил Медведев. Однако появившийся законопроект повышает роль общественников на выборах очень своеобразно – лишает их права на самостоятельное выдвижение списков.

По мысли авторов поправок, сейчас обсуждающихся в Госдуме, общественники, желающие выдвинуть своих кандидатов на местных выборах, должны будут заключать с той или иной партией союз и подписать предварительный договор о совместном участии в выборах. Квота общественников в партийном списке в этом случае не должна превышать 15% от общего числа кандидатов, говорится в документе. Обязанности удовлетворять просьбу общественной организации у партии нет.

Как заявил на заседании Госдумы депутат-единоросс Сергей Марков, «раньше у общественных объединений было формальное право участвовать в муниципальных выборах, а теперь будет реальная возможность это делать».

Однако внезапная для многих активность общественников на муниципальных выборах является доказательством того, что право выдвигать кандидатов действительно является «реальной возможностью», а не «формальным правом», как это пытался изобразить Сергей Марков.

В ряде случаев (движение «Декабрь» в Тольятти) от общественных организаций баллотируются представители не имеющих регистрации политических партий и организаций (или лишенных этой регистрации), объединяясь в общем списке, или же, наоборот, объединяются люди формально разных взглядов вокруг решения общих проблем. Ряд этих местных общественных организаций принципиально защищают местные интересы. Показателен лозунг организации «Городское собрание» (город Долгопрудный): «Мы не партия, мы здесь живем».

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики

Газета.Ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе