НА НИЧЕЙНОЙ ЗЕМЛЕ

Покупателя можно и нужно привлекать любыми средствами – и в этом смысле владельцы офисов и магазинчиков Ярославля, расположенных на первых этажах жилых домов, придумали неплохое ноу-хау. Если клиент не идет к Магомеду, то Магомед возводит на пути клиента крыльцо, перекрывающее половину тротуара. Редкая птица сможет проигнорировать такой дерзкий вызов. Один раз потенциальный покупатель споткнется, другой раз матюгнется, на третий, глядишь, зайдет, и… на оголенных нервах купит чего-нибудь. 
Крыльцом к народу 

А надо сказать, что волна перевода помещений из жилого фонда в нежилой набирает силу, несмотря на кризис. Тот же проспект Толбухина давно уже пора переименовать в какой-нибудь «Торговый бульвар»: большую часть квартир на первых этажах давно переоборудовали под офисы, салоны и прочие солярии. 

По словам директора одного из агентств недвижимости Веры Мироновой, к подобной активности бизнесменов подтолкнули упрощенные правила перевода помещений из жилого фонда в нежилой, принятые около полутора лет назад. 

– Если несколько лет назад на это нужно было потратить три-четыре года, то сегодня можно, не особенно утруждаясь, закончить все хлопоты за шесть месяцев, – заметила Вера Валерьевна. – А если дом полностью приватизирован и управляется ТСЖ, можно обойтись и меньшим временем. Достаточно решения общего собрания собственников, согласования в районной администрации и в отделении Роспотребнадзора. Если же подразумевается отдельный выход – а он подразумевается практически всегда, то нужно еще согласование с городским департаментом архитектуры. 

Естественно, коммерческая недвижимость должна приносить доход. И мало кто ограничивает себя в выборе средств «входного маркетинга». Большое же крыльцо – очень серьезное средство привлечь внимание: в этом многие из ярославцев, забывающие смотреть себе под ноги, уже убедились. 

Полоса препятствий 

Но что в таком случае делает наше городское руководство? За неделю обрывания телефонов так и не удалось узнать названия службы, контролирующей размеры противопехотных заграждений, возводимых на тротуарах под видом крылечек. В лучшем случае – просили изложить вопрос письменно и обещали дать ответ в соответствии с законом. 

Подход с другой стороны ясности тоже не внес. К примеру, к Сергею, владельцу сети магазинов по продаже музыкальных товаров, за все время его деятельности ни разу не было предъявлено претензий по размеру крылечек. Зато в одном магазине ему до сих пор предписывают заменить двери с алюминиевых на деревянные. Угадайте, кто? Управление культуры! Дело в том, что здание, в котором располагается магазин, из исторического фонда. И, по мнению чиновников, современные двери серьезно искажают его облик. Предложить конструкцию деревянных дверей, которые вынесут 300–400 открываний и закрываний в день, они не могут. Но иск в суд готовят. 

– Вряд ли вам скажут нормативы на размеры крыльца, – высказал предположение Сергей, – потому что гораздо выгоднее держать нас, бизнесменов, в неведении, то есть в потенциальных нарушителях неизвестно какого закона. А так вы опубликуете нормативы, мы все недостатки устраним, и что? Зачем все эти надзоры и контроли будут нужны? 

Тут нужно учитывать еще тот факт, что в некоторых домах под магазины отданы чуть ли не все квартиры на первых этажах. В результате фасады превращаются в мешанину из разнокалиберных крылечек, размер и форма которых зависит только от фантазии их владельцев, а тротуары рядом с ними – в полосу препятствий. 

Не будем пока затрагивать эстетическую сторону вопроса (в конце концов, жилые дома – это не архитектурные памятники), но что делать пешеходам? Из-за сужения функциональной части тротуара ни лужу не обойти, ни двум мамочкам с колясками не разъехаться. В конце концов, разве дело только в крылечках? Да боже ж мой! На улице Советской, напротив здания областного суда, в жилом доме оборудован банк. Автостоянка для особо важных клиентов все-таки необходима, и под нее отчекрыжили от половины до двух третей тротуара. 

Там, где удобно 

Интересен и другой аспект проблемы. Как бы ни был сегодня упрощен процесс перевода помещений жилого фонда в коммерческую недвижимость, дело это все равно непростое. И побегать по инстанциям со всякими согласованиями приходится изрядно. Но бегают, добиваются и в итоге открывают офисы там, где удобно. А как же масштабное строительство торгово-развлекательных центров? Конечно, кризис слегка притушил энтузиазм городских властей в желании возвести их в количестве, кратном юбилейной дате. Но и без того настроили немало. Арендуй и торгуй сколько влезет. Конечно, дороговато выходит, но хлопот однозначно меньше. Но не хотят арендовать. Посмотрите на наши крупные торгово-развлекательные центры: во многих из них пустует до трети площадей, а те, что арендуются, заняты преимущественно филиалами крупных российских или даже международных торговых сетей. С которыми (если иметь в виду продуктовые магазины) если и удается ярославскому крестьянину поладить, то только за очень большие деньги. Вот такая получается забота о родном товаропроизводителе. 

Поэтому бизнесу упреки кидать – дело зряшное. Бизнес всегда и везде ищет возможность максимального эффекта при минимальных затратах. И отнюдь не его вина, что сегодня тротуары в Ярославле стали «ничьей землей». 

Анатолий КОНОНЕЦ

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе