Надежда умирает от удушья

Бывает, что чиновники примут решение, которое гражданам не нравится. Случается такое? Еще как! А дальше чего происходит? Народ начинает это решение обсуждать - типа ругаться, а пресса начинает это решение критиковать - типа требовать отмены. Иногда подобные решения и вправду отменяются, как произошло недавно в истории с Химкинским лесом. Тогда чиновники, понятное дело, расстраиваются: кому ж охота что-то собственное отменять, тем более решение?

Но если чиновники защищают свое решение насмерть, подобно волчице, обороняющей собственного детеныша, - тогда постепенно все успокаиваются, типа смиряются.

Это я к чему клоню? К проблеме эвакуаторов, против которых долго бились московские водители и журналисты. Признавая, что водители наши, мягко говоря, не дисциплинированы, предлагали, как проблему решать без эвакуаторов. Например, по примеру большинства западных стран - вывешивать на лобовое стекло уведомление о штрафе. Большом. Кстати, полагаю, что это явилось бы неплохой добавкой к столичному бюджету.
Обсуждали. Кричали. Протестовали. Писали. Чиновники отвечали: неправильно припаркованные машины мешают движению, поэтому будем их убирать. В общем, чиновники победили.

Нынче уже все позабыли этот постулат: машины должны эвакуировать не просто потому, что они не там припаркованы, а именно потому, что они мешают движению. Меня лично потрясает тот факт, что огромное количество автомобилей эвакуируется в Москве... по воскресеньям - в тот единственный блаженный день, когда нет пробок и редкое средство передвижения может кому-либо чем-либо по-мешать. Но зато эвакуировать удобно: подъехал, забрал, увез... И снова: подъехал, забрал, увез...

Казалось бы, какая радость в том, чтобы как можно больше машин увезти? План, что ли, выполняют?

Про план, честно говоря, ничего не знаю, но непопулярное решение об эвакуаторах поворот получило удивительный, впрочем, может, и закономерный.

Ездить по Москве легче не стало, поскольку когда не правильно припаркованные машины действительно мешают проехать, - их эвакуировать невозможно. Московские пробки известны всем, и эвакуатор просто не сможет подъехать, а если и сможет, то лишь увеличит пробку, и из проползающих мимо автомобилей ему могут сказать такие слова, что не всякий эвакуатор выдержит.

Непопулярное решение обернулось делом финансовым. Эвакуация автомобилей породила в Москве новый бизнес.

Вот выходите вы, скажем, из магазина, например, с сумками. И свою машину не обнаруживаете. Зато обнаруживаете таксиста, на лице которого расплывается сочувствие. Таксист мгновенно входит в ваше положение и предлагает отвести вас сначала в отделение ГИБДД, а потом на штрафстоянку тысячи эдак за три.

Надо сказать: для того, чтобы забрать машину вы должны поехать не в одно место (что было бы логично и спокойно), а в два. Вот таксист и предлагает свои услуги - дорого, зато удобно.

Вы отказываетесь. Едете сами. Приезжаете к отделению ГИБДД. Там - очередь. Она продается. То есть есть такие специальные люди, которые за тысячу-другую предлагают вам оформить документы без очереди.

А недавно в одном авторитетном журнале я прочел, что появилась фирма, которая доставляет машину со штрафстоянки в любое удобное для клиента место. К вам приезжает менеджер фирмы, вы подписываете договор, оформляете доверенность, и через 3-4 часа вам привозят автомобиль ровно туда, куда вы укажите.

Не надо пользоваться дедуктивным методом Шерлока Холмса, чтобы догадаться: подобная, с позволения сказать, услуга наверняка скоро будет использована теми, кто захочет столь незамысловатым способом красть машины. Вы понимаете, что происходит? Вы даете доверенность абсолютно незнакомым людям, будучи почему-то уверенными, что они привезут автомобиль именно к вашему дому, а не к своему.

Что мы имеем, как говорится, в сухом остатке? Было принято непопулярное решение об эвакуации неправильно припаркованных автомобилей, дабы они не мешали проезду правильно едущих машин. Результат? Эту задачу решить не удалось, зато возник бизнес... не скажу, что прямо совсем криминальный, но до конца законным я б его тоже не назвал.

Хочу с печалью сообщить, что никаких таких великих журналистских открытий я сейчас не делаю: пишу о том, что абсолютно известно всем водителям, которые хоть раз оставили свой автомобиль, где не надо. И что? Одни, как говорится, греют руки, а мы, водители, подносим огонек.

А тут еще напасть. Нынешнее лето в Москве, как известно, было рекордно жарким. И те, кто успел и накопил денег, повесили у себя в домах кондиционер.

Кондиционер - это такая штука, которая должна вешаться на внутреннюю сторону стены дома, чем портит общий вид. Это правда. И вот уже ползут упорные слухи, что кондиционеры, которые повешены без специального разрешения, будут демонтироваться. Эти слухи проникают в Интернет, и народ начинает паниковать.

Понятно, что если кондиционер портит внешний вид дома, его вполне могут не разрешить. А что делать, когда сорок градусов? Дайте кто-нибудь ответ! Не дают ответа. Вспоминают слова чиновников о том, что ежели стена выходит на центральную магистраль, она должна быть хороша собой, то есть гладкой и не утыканной кондиционерами.

Что, опять же, правда. По счастью, моя квартира хоть и находится в центре, но на центральную магистраль не выходит. Однако когда я вспоминаю историю с эвакуаторами, не получается быть до конца уверенным, что однажды (например, после этой статьи) не войдет ко мне какой-нибудь чиновник, да и не скажет: "Демонтируй немедля!" И тогда на следующее лето я должен буду либо умереть от удушья, либо эмигрировать из Москвы. Такой вот выбор. А каково сейчас тем, у кого стены выходят именно на центральные магистрали? Кто, может быть, последние свои деньги отдал на кондиционер, который после лета 2010 года из предмета роскоши превратился в жизненно необходимую вещь?

Бизнес на эвакуаторах - это факт. Разговоры про кондиционеры - это стойкие, но разговоры. И ужасно хочется, чтобы чиновники сказали: про бизнес знаем, проблему решим так-то и так-то. Про кондиционеры слышали, волноваться не стоит, мы подумали и поняли, как сделать так, чтобы и красота оставалась городская, и люди чтоб не задыхались. Сказали чтоб чиновники: нам, ребята, ваши нервы и ваше здоровье дороже всего, и мы сделаем все, чтоб и закон соблюдался, и ваши нервы и здоровье сохранялись.

И хочется посоветовать робко: так, может, все-таки вернуться к апробированной во всем мире системе штрафов? И хочется спросить тихо: так, может быть, понять, сколь важны сегодня кондиционеры, и перестать дергать людей?

Я знаю, как чиновники умеют мстить. Очень бы хотелось посмотреть на то, как они, например, умеют входить в положение простых граждан. Или, скажем, помогать.

Может, и пишу я все это потому, что надежда на это не умирает.

Надежда вообще умирает последней. Иногда, говорят, от удушья...

Андрей Максимов 

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе