Неограниченный контингент

Дверь для мигрантов, которую до последнего времени Россия держала слегка приоткрытой, вскоре будет распахнута настежь - квоты на иностранных работников предлагается отменить.

К пониманию, что это необходимо, пришла правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Ею на днях был рассмотрен проект новой Концепции миграционной политики. Документ разработан Федеральной миграционной службой (ФМС). Из него следует, что "численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011-2025 на 10,4 миллиона человек". Чтобы компенсировать эту естественную убыль, "масштабы приема постоянных мигрантов должны в течение рассматриваемого периода достигать в среднем 425 тысяч человек в год". 

А обеспечить такой прирост можно не иначе как ликвидацией квот на приезжих. "Нам надо изменить миграционную политику по отношению к тем, кто трудится на наших стройках, к тем, кто выполняет ту работу, которую россияне не выполняют", - сказал Игорь Шувалов. Кроме того, по мнению первого вице-премьера, следует выдать официальное разрешение на работу тем, кто де-факто уже работает в России.

Одна из весомых причин, заставляющих власть снять ограничения на въезд в страну, - демографическая. Без притока мигрантов численность российского населения к 2030 году может уменьшиться на 9 миллионов человек. Дело усугубляется неуклонным старением трудоспособных граждан. К 2030 году почти каждый пятый житель страны будет старше 65 лет.
Только свободный, прозрачный рынок труда может регулировать миграцию. Он это делает лучше, чем шлагбаум

Омолодить Россию и добавить ей населения могут мигранты. Что они и делали до сих пор. Благодаря им с 1992 года Россия получила более 7,4 миллиона новых жителей, а естественная убыль в этот период составила не 13 миллионов человек, как должно было случиться, а вдвое меньше. При этом как не было, так и нет внятной миграционной политики. Долговременной, рассчитанной на постоянную миграцию поначалу казалась программа государственной поддержки соотечественников, желающих переселиться в Россию. На прошло четыре с лишним года, как эта программа вступила в действие, а сообщения из регионов наводят тоску. Многие города имеют свободные площади для жилищной застройки, на предприятиях полно рабочих мест, но людского столпотворения у ворот "принимающей стороны" не наблюдается. И понятно почему. Билеты (пусть даже льготные) на поезд в Россию были предложены с большим опозданием. Для многих, кто в первые годы после крушения СССР мечтал вернуться на историческую родину, этот поезд уже ушел.

По экспертным оценкам, сегодня в России проживают 4-5 миллионов мигрантов. Из них легально работают 2 миллиона, остальные - в "тени". Объявить нелегальным мигрантам амнистию, то есть без тягостных процедур выдать им миграционные карты - с таким предложением выступал в свое время Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. По сути то же самое предлагает теперь правительственная комиссия под руководством Игоря Шувалова.

Сразу можно сказать: отмена квот на иностранных работников едва ли найдет позитивный общественный отклик. Как показал недавний опрос, проведенный Левада-центром, около 66 процентов россиян хотят ограничить приток приезжих. Лишь 26 процентов респондентов спокойно относятся к возможной либерализации миграционной политики. Примерно такие же результаты получены и другими социологами. Около 40 процентов опрошенных сомневаются, что миграция полезна для экономики или сможет выправить демографическую ситуацию. Более 60 процентов опасаются роста преступности, которую связывают с нашествием чужестранцев, и боятся, что приезжие могут отобрать рабочие места у местных жителей. Почти 70 процентов согласны поддержать въезд в страну русского и русскоязычного населения, ограничивая иммиграцию представителей других национальностей.

Откуда эти настроения - понятно. Риторика национал-патриотов и людская молва создают ложное впечатление, будто дорогие дома, земельные участки в России скупают только мигранты из Средней Азии или с Кавказа. Хотя с этим успешно справляются и приезжие из Тюменской области, других богатых регионов России. Но в их адрес никто не кричит: "Понаехали тут!" Свои бытовые и социальные трудности российский обыватель привычно объясняет нашествием "инородцев". Так ему проще. Тетя Маша, торгующая на рынке огурцами со своего участка, не может дать отпор полицейскому, обложившему ее данью. И свою злость срывает на тех, кто, приехав, положим из Средней Азии, делит с ней прилавок. Кстати, это распространенное заблуждение, будто рынки держат в основном приезжие. Нет, за каждым таким приезжим установлен контроль. У каждого богатого нацмена есть свой хозяин в Москве, который его "крышует".

Говорят, приезжие ведут себя не должным образом. И следует, мол, поставить их на место. Стремление "разобраться" с приезжими наблюдается то тут, то там. В Волгоградской области за нелегальных мигрантов взялись казачьи дружины. Установление порядка сапогом и нагайкой сопровождается возгласами: "То, что творится на рынках, больше терпеть нельзя! Это торговля наркотиками и оружием, это жесточайшая эксплуатация своих же соплеменников!" Да, наверное, так и есть. Но лишь на рынке - и нигде более - творятся подобные безобразия? А торговля наркотиками и оружием - это что, привилегия азиатов и кавказцев, заполонивших наши родные края? Вытеснить их отовсюду - и воцарится порядок?

Теперь еще и кризис чувствительно ударил по трудовым мигрантам. Работодатели и прежде-то не шибко церемонились с ними: платили мизерную зарплату, селили в подвалах и бараках, отнимали паспорта, словом, держали в черном теле. А сегодня сама экономическая ситуация выставляет на улицу нанятых дворников, грузчиков, мойщиков машин, весь этот затурканный, покорный "персонал". Но безработица в их среде - это социальный динамит. Так что ликвидация квот на гастарбайтеров тут может сработать как некий предохранитель.

Впрочем, чрезмерная либерализация миграционной политики, как показали известные события во Франции, не приносит блага. После погромов в парижских предместьях страна ввела квоты на въезд иммигрантов. Автоматическое получение вида на жительство для нелегалов, проживших во Франции более 10 лет, подверглось упразднению, десятки тысяч из них были выдворены. Зато для одаренных художников, артистов и спортсменов, желающих въехать в страну, Франция ввела льготный режим под названием "Компетентность и таланты".

Безболезненных способов направить миграционные потоки в контролируемое русло не существует. Вопрос лишь в том, как соотносятся неизбежные издержки от подобных заплотов с приобретениями. В России первое до сих пор превалировало. Поэтому предложение правительственной комиссии превратить контингент трудовых мигрантов из ограниченного в неограниченный стоит приветствовать. Результативной борьбы с нелегальной миграцией все равно ведь не получается. Где нелегальная миграция, там нелегально все: нелегальный бизнес, нелегальный рынок труда... Если человек, преодолев чудовищные препоны, нелегально обосновался в стране, он будет держаться за нее зубами, даже если у него нет ни работы, ни жилья.

Только свободный, прозрачный рынок труда может регулировать миграцию. Он это делает лучше, чем шлагбаум.

Валерий Выжутович, политический обозреватель

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе