Неубиваемое величие Волги

Если не изменить отношение к Волге, скоро апокалипсические картины на ее берегах станут реальностью.
Юрий Коробов


Если не изменить отношение к Волге, скоро апокалипсические картины на ее берегах станут реальностью.

Волга воспевалась в древних славянских сказаниях и песнях казаков, вдохновляла на творчество художников, поэтов и музыкантов. Веками она являлась источником пресной воды для питья и транспортной магистралью, щедро дарила рыбу и насыщала посевы, а в XX веке, после строительства каскада гидроэлектростанций, стала источником энергии, необходимой для роста городов и объявленной индустриализации страны.



Под гнетом урбанизации

На берегах Волги построены более 60 городов. Она имеет более 200 притоков. Это крупнейшая река Европы, длиной 3530 км. По данным Счетной палаты на территории бассейна Волги проживает более 40% населения России, здесь сосредоточено около 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного производства, объем грузоперевозок составляет около 6 млн тонн в год. Всё вышесказанное заставляет не только гордиться, но и серьезно опасаться за судьбу великой реки.

Парадоксальность ситуации, выявленной аудиторами, состоит в том, что за последние 30 лет количество промышленных стоков в Волгу уменьшилось в два раза, но качество воды при этом не улучшилось. Большинство проб позволяют отнести воду только к третьему и четвертому классам качества: загрязненная и грязная. Дело в том, что на смену промышленным стокам пришли отходы жизнедеятельности городов.

С промышленным загрязнением наиболее напряженная ситуация сложилась в бассейне Оки, главным образом в реках Москва и Клязьма. Также на всем протяжении от Тверской области до Каспийского моря, в Волгу вливаются так называемые диффузные стоки, когда вредные вещества с городских улиц, АЗС, автосервисов, автомоек, магазинов, кафе и ресторанов, химикаты с полей просачиваются в реку через почву. Города стали источником ливневых стоков, повсеместно используемых для отвода воды с городских улиц. Эти стоки никак не очищаются от нефтепродуктов, химикатов, используемых для очистки улиц, и других загрязняющих веществ.

В бассейне Волги насчитывается около 2400 затонувших и брошенных плавсредств, в том числе грузовые и нефтеналивные суда. Некоторые из них перевозили ядохимикаты и топливо. В настоящее время законодательством вопрос: что делать с такими останками, – не решен.

Индустриальное наследие советской эпохи – рукотворное зарегулирование речного стока, созданное строительством Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций, оказывает катастрофические последствия на речные экосистемы. Строительство ГЭС ухудшило условия воспроизводства рыбных популяций. Расчистка каналов-рыбоходов, в том числе нерестовых каналов, должным образом не отрегулирована, а иногда вообще не ведется. Речь идет уже не о промысле на реке, а о сохранении рыбы, которой ученые насчитали более 70 видов, из них 40 промысловых: от белуги, осетра и стерляди, сома, щуки и судака, до карпа, карася, ерша и сельди. В том, что рыба исчезает, экологи винят и рыбацкие артели, которые оказались хуже браконьеров. Браконьеры вынуждены были действовать скрытно, а артели, получившие рыбопромысловые участки, круглый год буквально выгребают сетями у всех на виду, под видом положенного лимита, столько рыбы, сколько хотят, контроль их деятельности ведется большей частью на бумаге.

В 2020 году экологи некоммерческого фонда «Без рек как без рук» составили антирейтинг расположенных на Волге городов по их вкладу в загрязнение реки. Сравнивался химический анализ воды в двух заборах, выше города и ниже города. Результат оценивался по процентному изменению качества воды. Назовем только первую пятерку. Первое место с большим отрывом занял Волгоград – 49%, второе – Саратов, 30,4%. Далее с заметным отставанием расположились Самара, 8,8%, Астрахань, 8,7% и Углич, 5,9%.



Вниз по течению

Казалось бы, зная проблему, нужно выделить финансы и начать ее решать. Но и здесь есть печальный опыт. Деньги, выделяемые в виде целевых субсидий на очистку реки, зачастую тратятся на текущие расходы: выплаты исполнителям, аренду офисов, покупку автомобилей (как было в том же Волгограде) и т.д.

С какой-то позиции то, что к экологическому проекту подключились пока только 16 территорий из 40, оправдано самой географией Волги. Действительно, пока не будет наведен порядок в верхнем течении, города, расположенные ниже, будут получать загрязненную воду. Поэтому, как нам кажется, организаторам мероприятий, направленных на очистку Волги, нужно разбить бассейн хотя бы на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю, - чтобы действовать поэтапно. Изначально направить усилия на выявление и очистку загрязняющих стоков, затем обеспечить поддерживающие меры. Реализация этапов очистки должна происходить сверху – вниз. Также на всей протяженности Волги целесообразно начинать очистку с притоков.

К выявлению загрязнителей привлечь общественных активистов. Поощрить их, если понадобится. Побудить местные власти «взять на карандаш» все притоки Волги, до самого малого. Призвать к участию в проекте очистки РусГидро, нефтяные, химические, транспортные компании.

Обществу нужно принять сложность ситуации. Осознать, что водный ресурс Волги истощен, а чистая вода – залог здоровья и жизни. Нужны рекомендации каждому, проживающему на территории бассейна Волги, чем он сможет помочь. Даже при активном участии общественности для выправления ситуации потребуется не один год, ведь ученые утверждают, что экологическая нагрузка на водные ресурсы Волги в 8 раз выше, чем в среднем по России. На самоочищаемость в данном случае надежды уже нет.

Нужен комплекс мероприятий, от строительства новых и модернизации старых очистных сооружений, переработки скопившихся по берегам реки отходов прошлой хозяйственной деятельности, реконструкции гидротехнических сооружений, укрепления берегов, до организации системы текущего сбора и утилизации отходов, в том числе отходов с судов. Очевидно, что решение вопроса требует внимания со стороны властей, финансирования и создания новых правил использования водных ресурсов на законодательном уровне. Приоритетом должно стать не наказание, а устранение источников загрязнения. Чтобы всегда звучала песня о Волге, текущей «из далека долго», которой «конца и края нет».

Автор
Юрий Коробов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе