Общество впадает в мистицизм, чувствуя, что совершается очередной переворот

Яков Миркин - о том, как таинственные силы помогают пережить трудные времена.
Мода на спиритизм пришла в Россию еще в середине XIX века. 
/ Gettyimages


Когда нам не по себе, хочется верить в таинственные силы, которые вмешаются в нашу судьбу. Или спросить у тех, кто ушел: "Как быть?", услышать их, дотянуться до тех, кого мы любили. Или узнать судьбу свою и даже всех нас - что будет, что еще впереди, что нужно сделать? И как управлять собой - быть отстраненным, рациональным, действенным?


Так общество впадает в мистицизм, когда вдруг возбуждается, чувствуя, что совершается - для всей страны - очередной исторический поворот. В середине позапрошлого века, как раз перед великими реформами 1860-х, вдруг в высший свет пришла мода на спиритизм. В начале XX века - кто только не увлекался таинственным, тем, что доступно только воображению. И сегодня тоже, когда идут большие волны перемен, вдруг вспышка - продажи книг о сверхъестественном и любви к себе бьют все рекорды.

"Перед великими событиями люди бывают склонны к кудесничеству. Мы помним, как в 1853-1855 годах в Москве почти в каждом сколько-нибудь барском доме до поздней ночи засиживались перед вертящимися столами, а в магазинах продавались особые приспособления карандаша для таинственных очертаний" (А. Тютчева. Воспоминания).

Зачем государю императору Александру II было так увлекаться столоверчением? 10 июля 1858 г. "Сеанс в Большом дворце в присутствии двенадцати лиц: императора, императрицы, императрицы-матери, великого князя Константина. Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху. Все это вызывало крики испуга, страха и удивления. Я не сомневалась в том, что сами черти игриво забавляются тут" (Тютчева А.).

5 ноября 1858 г. "Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся пальцы. Прикосновение их - нечто среднее между материальным прикосновением и толчком электрического тока. Только государь и Алексей Бобринский получили откровение присутствующих духов: как и во время первого сеанса в Петергофе, это были якобы дух императора Николая и дух маленькой великой княжны Лины, оба они отвечали на вопросы государя, указывая стуками буквы алфавита. Во всем этом есть странная смесь глупости и чего-то сверхъестественного. Нельзя отрицать явлений прикосновения и стуков (скептики объясняют их магнетической силой, до сих пор не известной); но зачем духам проявлять себя этими глупыми прикосновениями, щипанием, поглаживанием, похлопыванием, наконец, своими ответами, такими глупыми, банальными, плоскими, что умный человек с плотью и с кровью никогда бы себе их не позволил?" (Тютчева А.).

"Затем эта рука... Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху... Все это вызывало крики испуга, страха и удивления"...

Дальше начинается скепсис - то ли обман, то ли духи настолько низкие, что выдают на-гора одни нелепости. Не является ли это проявлениями зла, а не добра? Между тем "столы, предназначенные к тому, чтобы служить средством общения с духом, имеют доски величиной не больше дна тарелки, сердцевидной формы и стоят на трех ножках, из которых одна снабжена карандашом. Эта игрушка неизбежно поддается малейшему нажиму со стороны руки, якобы магнетизирующей стол" (Тютчева А.).

Назначались комиссии. Проводились эксперименты. Всё сверхъестественное, как имеющее разум, мышление, подвергалось сомнению. Сам Менделеев написал книгу - критическое суждение о спиритизме (1876). И тут же получил тысячу опровержений. Пока же всем нам хочется верить, что "что-то есть", и ничто и никто никогда окончательно не угасает, и есть дорога к тем, кого мы любим, так же, как есть дорога к нашей собственной судьбе, в которой мы не совсем виноваты - ибо она тоже подвержена действию сверхъестественных сил.

Для пущей веры можно читать оккультные журналы. В "Изиде" (№1915) вы полакомитесь "Анормальными перевоплощениями" и "Синтетической хиромантией" ("красивые руки - верный признак высокого назначения в жизни"). Вас заверят, что "маленькая гладкая рука - ум синтетический, дух пытливый и задорный, страсть к полемике", сухощавая - сластолюбие и меланхолия. Толстая красноватая рука - либеральность, а толстая и не влажная - неспособность к наукам. Широкая кисть руки - животные инстинкты. Как жаль, что все заранее предопределено.

Чтобы успокоиться, можно обратиться к "Ребусу", тоже журналу и тех же - мистических наук. "И тогда наш маленький столик, поднявшись вторично еще выше на воздух и двигаясь тихо все вперед на той же высоте, по воздуху стал как бы плыть по указанному мною направлению и затем стал на тот самый большой стол, куда ему было указано. После этого дух попросил нас спеть "Боже, Царя Храни!". При некоторых словах этого гимна дух (или столик наш), как истый патриот, желая показать, что они ему нравятся, высоко поднимался на воздух, сильно ударяя ножками об пол, повторяя это по несколько раз и всегда очень кстати (Ребус, 1900, №25).

Мало журналов? Книги - неисчислимы. Вот сборник А.Н. Аксакова, племянника писателя, "Предвестники спиритизма за последние 250 лет" (более 500 стр.) с "выдающимися случаями самопроизвольных медиумических явлений". Жил-был на Урале хутор А.В. Щапова. И вдруг в 1870-1871 годах там начало происходить нечто. "Все это надо было испытать на себе, видеть и слышать, не спать ночей, мучиться физически и нравственно до полного истощения, чтобы прийти, наконец, к неоспоримому убеждению, что, действительно, есть в природе то, о чем не снилось мудрецам" (Аксаков А. Предвестники спиритизма, 1895).

Стуки в окно, звуки пляски, бросание вещей в комнатах - "все сильнее и оглушительнее". А "за окном незаметно ни малейшего присутствия кого бы то ни было". С крюка срываются двери. "Иногда среди ночи внезапно все ножи и вилки, бывшие с вечера положенными в шкаф, - с силою разлетались по комнате". "Светящиеся метеоры" по несколько штук, "разной величины, начиная от небольшого яблока и до грецкого ореха; формой круглые и цветом темно-красные и синевато-розовые, не совсем прозрачные, а скорее матовые". Огненные столбы. И, наконец, как апофеоз - фонтан медяков из пуховой подушки (Аксаков А.).

Что сказать? Как же все это украшает жизнь! Разную, смешную, страшную, сложную. И когда на сердце холод, когда не хочется думать, но очень хочется верить - почему бы нет? Почему бы чуть-чуть не увлечься мистическим, не дать себе воли, не почувствовать странности бытия - а вдруг они есть? Почему бы, если это никому не мешает, не отдохнуть - с осторожностью - во всех этих хиромантиях? Ваша жизнь обладает огромной ценностью, так же, как жизнь ваших близких, и всё, что делает ее чуть счастливее и никому не приносит вреда, - почему бы нет?

Автор
Яков МИРКИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе