Он стихи писал бисером

Ярославскому музею поэта Максима Богдановича - двадцать лет

Об этом уникальном музее, как и о том, кому он посвящен, тоже можно сказать: Богом дан. Потому что появление музея - скорее чудо, чем закономерность. Несмотря на то что именно в Ярославле Максим Богданович состоялся как национальный белорусский поэт и именно здесь был написан единственный при жизни изданный сборник его стихов - "Вянок".


В 80-е и смутные 90-е годы прошлого века в Ярославле было утрачено немало деревянных построек, в том числе имеющих историческую ценность. Снос грозил и одноэтажному бревенчатому домику с пятью окнами по фасаду, скромно стоявшему в центре города на улице Чайковского (бывшей Любимской). Только специалисты тогда знали, что в этом доме с 1912 по 1914 год жила семья Богдановичей и здесь из-под пера Максима вышли стихи "Вянка".

Жильцов располагавшейся здесь коммуналки расселили, дом пустовал, привлекая внимание бродяг и хулиганов, и гор исполком вынес решение постройку снести. Если бы не историки, музейщики, неравнодушные общественники и ярославские любители поэзии, рассказывает нынешний директор музея Наталья Прохорова, этого дома давно бы уже не было. Они дежурили в пустом доме, заколачивали досками окна и двери, оберегая по стройку от вандалов. За сохранение дома шла настоящая борьба, но спасти исторический памятник удалось только ценой компромисса: дом разобрали и перенесли на другую сторону улицы, поставив практически напротив того места, где он находился изначально. Россия и Беларусь подписали соглашение о создании здесь музея, и 9 декабря 1992 года он был открыт.

Сегодня на том, "родном" куске земли построен банк, а рядом с переселенным домом Богдановичей громоздится другая эпоха: "Макдоналдс", 4-звездочный отель, современные элитные постройки. Однако одноэтажная избушка из темных бревен, не вписывающаяся в привычный городской антураж, давно уже никого не удивляет: ярославцы знают, за какие заслуги она здесь стоит.

...Максим Богданович родился в Беларуси, но после ранней смерти матери семья переехала в Нижний Новгород, а оттуда - в Ярославль. Отца, Адама Егоровича, перевели сюда по службе - управлять отделением Крестьянского поземельного банка. Из своей короткой 25-летней жизни Максим в этом городе на Волге прожил восемь лет - с 1908 по 1916 год. Он окончил здесь гимназию, Демидовский юридический лицей, здесь по-настоящему осознал себя белорусским поэтом, самостоятельно выучив родной язык. Здесь встретил свою музу - Анну Кокуеву, которой посвятил многие свои стихи.

Лишь последний год жизни поэт провел в Беларуси, но умер 25 мая 1917 года тоже не на родине, а в Ялте, где в очередной раз лечился от преследовавшей семью болезни - чахотки.

Адам Богданович, всю жизнь занимавшийся изучением белорусского фольклора и культуры, в Ярославле прожил до 1940 года - до конца своих дней, оставив по себе добрую память. Уйдя из банка на пенсию, он возглавил научную библиотеку Ярославского исторического музея и собрал уникальную коллекцию рукописных книг. Преподавал историю культуры в художественном и музыкальном училищах города, был членом естественно-географического и педагогического обществ, дружил с известными ярославскими краеведами и историками. Оставил воспоминания о сыне Максиме, Федоре Шаляпине и Максиме Горьком - с последним он породнился в Нижнем Новгороде: первая жена Горького и вторая жена Адама Богдановича были родными сестрами. Благодаря этому родству Адам Богданович в 1932 году счастливо избежал застенков ярославского отделения ГПУ, откуда его вызволила Екатерина Пешкова.

Богдановичи и сейчас живут в Ярославле. Это потомки младшего брата Максима - Павла. Павел Адамович всю жизнь преподавал ярославским школярам математику и, говорят, никогда не ставил девочкам "пятерки", считая этот предмет не женским.

Ярославские, костромские, белорусские Богдановичи, а также сотрудники минского музея поэта в основном и помогали собирать экспозицию "Белорусский поэт с берегов Волги", когда в начале девяностых ярославцы "бросили клич". К сожалению, личных вещей Максима сохранилось немного, потому что семья часто переезжала. Только в Ярославле в период жизни там Максима они сменили не одну съемную квартиру, из-за чего мебелью не обзаводились. А во время известного ярославского мятежа 1918 года, названного советскими историками белогвардейским, когда город был разрушен и горел, погибло и то немногое, что было, в том числе семейная библиотека. Как рассказывают в музее, архив Максима Адам Егорович чудом тогда спас, затопив его в леднике (погребе).

Тем не менее экспонатов набралось на целых три комнаты. Среди них есть просто уникальный - рукописный сборник стихов "Зеленя" (сокращенный "Вянок") на русском языке, изготовленный самим автором. Заняться самиздатом ему пришлось по одной простой причине. Свою напечатанную книгу стихов Максим послал двоюродной сестре Нюте Гапанович в Нижний Новгород с просьбой дать ей оценку. Нюта ответила, что белорусский понимает плохо и оценить книгу не может. Тогда Максим перевел несколько стихотворений на русский язык, аккуратно исписал мельчайшим почерком (буквы - мельче бисера, размером в миллиметр!) несколько листов и соединил все в небольшую брошюрку, где на титульном листе, как и положено, значились имя автора, название книги, место и год издания: "Ярославль, 1909-1912". Нюте стихи понравились.

...Сегодня небольшой бревенчатый домик с пятью окнами по фасаду - не просто музей великого белоруса с берегов Волги, но и точка притяжения для всех, кому дороги и интересны белорусские обычаи, традиции, язык, литература, музыка. Он давно перерос музейные рамки, получив государственный статус центра белорусской культуры, где можно почитать книги на белорусском языке, послушать белорусские песни, на специальных курсах выучить язык, отметить по-белорусски Масленицу или Рождество и расписать себе на счастье деревянного аиста - белорусский оберег. Сколько этих аистов здесь уже расписано - не сосчитать.

И, несмотря на то что стихи Максима Богдановича не изучают в школе, вряд ли сегодня в Ярославле найдется хоть один школьник, которому незнакомо это имя.

В тему

В 1994 году возле здания Ярославского госуниверситета имени Демидова (бывший Демидовский лицей, где поэт учился) был установлен памятник Максиму Богдановичу - точная копия памятника в Минске, только уменьшенная. Ярославская - в человеческий рост, на небольшом постаменте.

Текст: Элина Труханова(trhn@mail.ru)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе