От имени кухаркиных детей

Некоторое время назад одна успешная дама начала свою редакторскую колонку в полугламурном журнале с милой откровенности: не люблю бедных!

Как у бывшего советского человека у меня перехватило дыхание. Дочитав эту беззастенчивую публицистику до конца, я понял, что на самом деле светская редакторша терпеть не может хамов, бездельников, пьяниц, дебоширов, однако в декларации своей не оговорилась, слово употребила совершенно точно и, главное, от души.

Сначала я не мог понять, с чего это глупая нуворишская спесь так меня зацепила. Конечно, всплыло в памяти послевоенное детство, в котором, при всём равенстве нищеты, уколов для чувствительного самолюбия хватало. Однако все они быстро забывались, поскольку в не слишком свободном тогдашнем обществе пренебрежение к малоимущим согражданам воспринималось как подлость.
Во времена моей молодости этот демократический ригоризм под влиянием житейских соблазнов, понятно, ослаб, однако порок ещё платил дань добродетели, и пренебрежение к учащимся на медные деньги студентам или, скажем, к плохо одетым прохожим не полагалось демонстрировать. Да и в голову, скорее всего, не многим приходило. Я, во всяком случае, никаких укоров и упрёков по поводу своего сомнительного благополучия от окружающих не слышал, одно лишь мужественное и весёлое сочувствие. Это вообще было хорошим негласным обычаем – выражать стремящимся к свету беднякам свою солидарность и покровительство.

Впрочем, доносились и другие суждения. Одно из них я, подобно подпольному герою Достоевского, сохранил в душе на всю жизнь. Один мой приятель, женатый на дочке литературного начальника, доведённый до отчаяния её попрёками и придирками, мстительно сообщил мне однажды, что именно мою профессиональную активность ставит она ему в пример в качестве доказательства от противного.

– Смотри, как рвутся вперёд кухаркины дети! – пыталась она пробудить у благополучного супруга нечто вроде честолюбия.

Почему-то именно подозрение в карьеризме лишило меня речи. По поводу же главного содержания данной подковырки я тем не менее нашёлся, что возразить:
– Моя мама не кухарка. Она – портниха.

Начальническая дочка вот уже много лет живёт за океаном и, смею надеяться, смирила свою номенклатурную гордыню принятой там политкорректностью. Речь, однако, не о ней. А о том, что упомянутое высокомерие, уж не знаю, барское или начальственное, из явления экзотического и малоприличного становится у нас в последнее время едва ли не нормой жизни.

Недавно участвовал в записи популярной телепрограммы. Высказывался по злободневному этому поводу вполне определённо. И, разумеется, вместе со многими другими участниками передачи заслужил от оппонентов пренебрежительный укор в зловредной ненависти к богатым. Опровергать его не было смысла так же, как и божиться в отсутствии к ним зловредной мстительной зависти. Не сочтите за конформизм, но я даже власть не считаю стопроцентно ответственной за тот климат лакейского преклонения перед богатством, который наблюдается сейчас в обществе.

У власти своих грехов и ошибок, конечно же, хватает, достаточно вспомнить, как в своём укреплении она сделала ставку на новых русских, к чему и призывали её настойчиво либеральные мыслители. Теперь об этом не принято вспоминать, но ведь это они от души потешались над идеей какой бы то ни было социальной справедливости, советовали согражданам в жизненных передрягах надеяться только на самих себя, накликивали «русского Пиночета» и уверяли, что вся наша надежда покоится не на тех, «кто сам себя кормит», а на тех, кто «взял и поделил» в собственном тесном кругу всё государственное достояние.

Ещё раз уточню: о том, чтобы заново «взять и поделить» образовавшиеся в середине 90-х несметные частные капиталы, здравомыслящие люди не помышляют, памятуя о том, к чему приводят у нас в отечестве «чёрные переделы».

К нашим богачам и к власти, которая им покровительствует, обращена, если вдуматься, лишь одна настойчивая рекомендация. Точнее две: во-первых, сосредоточить своё пресловутое умение «пахать» на развитии экономики с максимальной пользой не только для себя, любимых, но и для всей страны (как это и обещалось в упоительные годы), а во-вторых, перестать разлагать общество своими вкусами, пристрастиями и обычаями.

Впрочем, это уже претензии к самому обществу в целом. Оно по собственной воле с провинциальной доверчивостью пленилось обаянием буржуазии. Поначалу «скромным», предполагающим умеренное довольство и потребительство, а потом всё более разнузданным и беспардонным. Возникает даже своеобразный парадокс: вот уже и новые русские из анекдота, постранствовав по свету, пообтесались мало-помалу, набрались кое-каких манер, которых требует та же политкорректность, зато средний класс, точнее, его верхушка, прикосновенная к новому «бомонду», состоящая у него в услужении, а то и просто на побегушках, из кожи вон лезет, чтобы подчеркнуть своё особое положение. Свою утончённость, свою изысканность и то, что она может их себе позволить.

Возьмите «матримониальные» телепередачи. Случалось ли вам обращать внимание на то, что среди соискателей вожделенной «половинки» (стиль передачи сохраняется) несбыточно встретить скромного бюджетника либо, например, обладателя малолитражки «Логан»? Таких идеалистов, как выражались некогда, просят не беспокоиться. Для потенциальных же невест подобной социальной категории не жалеют таких старорежимных определений, как «плебейки» или «простые». Характерно, что главная сваха произносит эти слова с таким брезгливым выражением, будто сама принадлежит к столбовому боярскому, а то и княжескому роду. Что, однако, не мешает ей с умилением взирать на богатых женихов вполне приказчичьего вида.

Вполне допускаю, что где-нибудь в Англии богатство сосуществует с бедностью вполне лояльно. У нас же, подозреваю, запечатлённые русской литературой, без вины виноватые «кухаркины дети» вскоре появятся вновь. Если уже не появились. Да и странно было бы этому удивляться, если есть любимцы фортуны, явившиеся на свет с золотой ложкой во рту, как же не быть её пасынкам? Если функционируют закрытые гимназии и лицеи для избранных от рождения, то далеко ли до каких-нибудь церковно-приходских школ, специально созданных, чтобы не обременять «плебеев» и «простых» излишними знаниями...

Анатолий МАКАРОВВо времена моей молодости этот демократический ригоризм под влиянием житейских соблазнов, понятно, ослаб, однако порок ещё платил дань добродетели, и пренебрежение к учащимся на медные деньги студентам или, скажем, к плохо одетым прохожим не полагалось демонстрировать. Да и в голову, скорее всего, не многим приходило. Я, во всяком случае, никаких укоров и упрёков по поводу своего сомнительного благополучия от окружающих не слышал, одно лишь мужественное и весёлое сочувствие. Это вообще было хорошим негласным обычаем – выражать стремящимся к свету беднякам свою солидарность и покровительство.

Впрочем, доносились и другие суждения. Одно из них я, подобно подпольному герою Достоевского, сохранил в душе на всю жизнь. Один мой приятель, женатый на дочке литературного начальника, доведённый до отчаяния её попрёками и придирками, мстительно сообщил мне однажды, что именно мою профессиональную активность ставит она ему в пример в качестве доказательства от противного.

– Смотри, как рвутся вперёд кухаркины дети! – пыталась она пробудить у благополучного супруга нечто вроде честолюбия.

Почему-то именно подозрение в карьеризме лишило меня речи. По поводу же главного содержания данной подковырки я тем не менее нашёлся, что возразить:
– Моя мама не кухарка. Она – портниха.

Начальническая дочка вот уже много лет живёт за океаном и, смею надеяться, смирила свою номенклатурную гордыню принятой там политкорректностью. Речь, однако, не о ней. А о том, что упомянутое высокомерие, уж не знаю, барское или начальственное, из явления экзотического и малоприличного становится у нас в последнее время едва ли не нормой жизни.

Недавно участвовал в записи популярной телепрограммы. Высказывался по злободневному этому поводу вполне определённо. И, разумеется, вместе со многими другими участниками передачи заслужил от оппонентов пренебрежительный укор в зловредной ненависти к богатым. Опровергать его не было смысла так же, как и божиться в отсутствии к ним зловредной мстительной зависти. Не сочтите за конформизм, но я даже власть не считаю стопроцентно ответственной за тот климат лакейского преклонения перед богатством, который наблюдается сейчас в обществе.

У власти своих грехов и ошибок, конечно же, хватает, достаточно вспомнить, как в своём укреплении она сделала ставку на новых русских, к чему и призывали её настойчиво либеральные мыслители. Теперь об этом не принято вспоминать, но ведь это они от души потешались над идеей какой бы то ни было социальной справедливости, советовали согражданам в жизненных передрягах надеяться только на самих себя, накликивали «русского Пиночета» и уверяли, что вся наша надежда покоится не на тех, «кто сам себя кормит», а на тех, кто «взял и поделил» в собственном тесном кругу всё государственное достояние.

Ещё раз уточню: о том, чтобы заново «взять и поделить» образовавшиеся в середине 90-х несметные частные капиталы, здравомыслящие люди не помышляют, памятуя о том, к чему приводят у нас в отечестве «чёрные переделы».

К нашим богачам и к власти, которая им покровительствует, обращена, если вдуматься, лишь одна настойчивая рекомендация. Точнее две: во-первых, сосредоточить своё пресловутое умение «пахать» на развитии экономики с максимальной пользой не только для себя, любимых, но и для всей страны (как это и обещалось в упоительные годы), а во-вторых, перестать разлагать общество своими вкусами, пристрастиями и обычаями.

Впрочем, это уже претензии к самому обществу в целом. Оно по собственной воле с провинциальной доверчивостью пленилось обаянием буржуазии. Поначалу «скромным», предполагающим умеренное довольство и потребительство, а потом всё более разнузданным и беспардонным. Возникает даже своеобразный парадокс: вот уже и новые русские из анекдота, постранствовав по свету, пообтесались мало-помалу, набрались кое-каких манер, которых требует та же политкорректность, зато средний класс, точнее, его верхушка, прикосновенная к новому «бомонду», состоящая у него в услужении, а то и просто на побегушках, из кожи вон лезет, чтобы подчеркнуть своё особое положение. Свою утончённость, свою изысканность и то, что она может их себе позволить.

Возьмите «матримониальные» телепередачи. Случалось ли вам обращать внимание на то, что среди соискателей вожделенной «половинки» (стиль передачи сохраняется) несбыточно встретить скромного бюджетника либо, например, обладателя малолитражки «Логан»? Таких идеалистов, как выражались некогда, просят не беспокоиться. Для потенциальных же невест подобной социальной категории не жалеют таких старорежимных определений, как «плебейки» или «простые». Характерно, что главная сваха произносит эти слова с таким брезгливым выражением, будто сама принадлежит к столбовому боярскому, а то и княжескому роду. Что, однако, не мешает ей с умилением взирать на богатых женихов вполне приказчичьего вида.

Вполне допускаю, что где-нибудь в Англии богатство сосуществует с бедностью вполне лояльно. У нас же, подозреваю, запечатлённые русской литературой, без вины виноватые «кухаркины дети» вскоре появятся вновь. Если уже не появились. Да и странно было бы этому удивляться, если есть любимцы фортуны, явившиеся на свет с золотой ложкой во рту, как же не быть её пасынкам? Если функционируют закрытые гимназии и лицеи для избранных от рождения, то далеко ли до каких-нибудь церковно-приходских школ, специально созданных, чтобы не обременять «плебеев» и «простых» излишними знаниями...

Анатолий МАКАРОВ

Литературная газета

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе