Отцы и дети Сулости

Если свернуть с Московского шоссе на старую Ивановскую дорогу и проехать 14 километров, то увидишь – из-за поворота выплывает, как корабль, белый храм. Это и есть Сулость, одно из сел Семибратовского сельского поселения Ростовского района Ярославской области.  

Обитель Дмитрия Донского

С добротных бревенчатых особняков с мезонинами и затейливыми резными наличниками, построенных в большинстве своем еще в поза­прошлом веке, начинается Сулость. В одном из них, бывшем жилом доме приходского священника, – средоточие светской цивилизации: местная администрация, почта и библиотека. В горнице с трогательными тюлевыми занавесочками, раритетным дисковым телефоном и современным компьютером дожидается гостей Галина Перминова – староста, вернее, главный специалист Сулостского сельского округа. Из ее рассказа вырисовывается ретроспектива жизни старинного русского села, когда-то богатого и процветающего, да и сейчас живущего достойно.

– В Сулости, по преданию, самого Дмитрия Донского крестили, – рассказывает Галина Леонидовна. – Селом сначала владели князья Лобановы-Ростовские, затем князья Голицины. Народ в Сулости основательный жил, крестьяне зажиточные. Здесь лук родился особенный, его даже в Париж на выставки возили. Этот сорт, Золотую репку, наши бабушки до сих пор выращивают. А еще цикорий рос, и морковь, и другие овощи – пока колхоз был. К нам и сегодня закупщики приезжают, берут у бабушек оптом картошку, морковь, лук, капусту – задаром почти. За килограмм лука 10 рублей предлагают, моркови – 12, картошки – 7, свеклы и капусты – по 6. Такой вот коммунизм!

Вчерашние москвичи

Здание школы, построенное земством и благоустроенное на средства местных крестьян 135 лет назад, сегодня пустует – закрыли 20 лет назад, когда ребятишек совсем мало стало. Но сегодня в Сулости вновь звучат дет­ские голоса. Ребята в соседние Белогостицы на школьном автобусе учиться ездят.

– Когда храм восстановили, у нас в Сулости новая жизнь началась, – улыбается староста. – Молодые семьи сюда приехали и деток стали рожать.

Молодые семьи – это в большинстве своем москвичи, которым полюбились простота и спокойствие сельской жизни. Мама шестерых детей Оксана Ударцева выглядит совсем как девчонка – маленькая, тоненькая. А характер у нее – кремень. Прошлым летом в семье случилась беда – сгорел дотла дом, но Оксана не сдается.

– Конечно, без помощи мы не остались – помогают друзья, правительство области, – рассказывает она. – Написали письма главе района и губернатору, и нам выделили ссуду на новый дом. За несколько месяцев его построили на прежнем месте, теперь обустраиваем. Что уж тут говорить, денег на отделку не хватает катастрофически. Ну да ладно, как-нибудь справимся с Божьей помощью!

Центр цивилизации

О храме святого воина Андрея Стратилата, с восстановления которого, по мнению старосты, в селе началась новая жизнь, больше всего знает тетя Люся, Людмила Михайловна Коробова. Она почти всегда улыбается, хотя жизнь принесла ей много горя: и военное детство, и смерть маленького сына от порока сердца, и гибель старшего сына Сережи, вернувшегося из Афганистана тяжелобольным. Сейчас тетя Люся живет-поживает вместе с мужем Виталием Николаевичем в домике на краю Сулости, ездит на велосипеде по разным делам и стоит в храме за свечным прилавком.

– Я в 39-м году родилась, меня в этом храме и покрестить успели, пока он не закрылся, – вспоминает она. – Всю жизнь в Бога верила, больно было смотреть, как в церкви Андрея Стратилата склад устроили, даже грузовики туда заезжали. Поэтому когда в 1994 году отец Сильвестр из Ростова сюда приехал, я сразу пришла, спросила, чем помочь можно, вот с тех пор и помогаю понемножку. И теперь мы радуемся, что в храме службы идут, что к батюшке за советом всегда можно обратиться. Наши бабушки ведь многие иконы и крест большой у себя сохранили, когда церковь закрыли, а теперь вот в храм вернули.

Настоятель храма отец Сильвестр – личность легендарная. Бывший ленинградский ученый-математик и успешный спортсмен, он принял монашество в 1986 году и сегодня совмещает работу священника с общественной деятельностью. Он – духовник сборной России по неолимпийским видам спорта, академик Международной академии экономической безопасности и член област­ной Общественной палаты. Благодаря встрече с такими священниками в Бога начинают верить самые отъявленные атеисты.

Живет настоятель в приходском домике рядом с храмом. Чуть подальше, в скиту, устроилась немногочисленная братия маленького монастыря: иеромонах Алексий, молодой отец Лазарь и старенький отец Никита. Плюс несколько послушников и рабочих, помогающих восстанавливать храм. Многочисленные духовные чада отца Сильвестра приезжают к нему почти каждый день, поэтому еду приходится готовить как на целую армию.

– У нас ведь ферма своя – загляденье просто. Таких коров только на выставку возить, – гордится Людмила Михайловна.

Ферма приходская – это действительно что-то удивительное. Восемь лет назад коров элитной голштинской породы привезли прямо с ВВЦ, и сегодня здесь четыре буренки. Если в обычном совхозе корова дает в среднем 11 литров молока в день, то голштинки в Сулости – до 40 литров. Молоко перерабатывают не только на творог, простоквашу и сметану. Здесь делают вкуснейшие твердые сыры, ряженку, кефир, йогурты и отправляют в детский дом и в Спасо-Яковлевское духовное училище.

Компанию коровам на ферме составляют три лошади, пони, козы швейцарской зааненской породы, около двадцати кур-несушек, утки, гуси и китайские фазаны. Последних привезли сюда исключительно для красоты и радости. Есть и небольшой, на шесть соток, огород. За хозяйством ухаживают всего три человека во главе с Аней, сотрудницей московского НИИ. Специального образования у фермеров хоть и нет, но результат их работы превосходит показатели многих «продвинутых» сельхозобъектов.

Так и живет сегодня Сулость – с Божьим благословением и правильным отношением к тому, что нам оставлено на русской земле.

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе