Пострадал в битве с дурью

Дело Егора Бычкова всколыхнуло общественность. Бывший руководитель фонда «Город без наркотиков» из Нижнего Тагила, приговоренный к 3,5 годам колонии строгого режима, вызывает всеобщее сочувствие.

В самом деле, он же лечил наркоманов, занимался благородным делом – оздоровлением родного города. Надо бы награждать, а не наказывать. А его отправляют за решетку, да еще женщина-прокурор требовала дать 12 лет. Как написал писатель и публицист Кирилл Бенедиктов, «действия прокуратуры удивительным образом сыграли на руку наркоторговцам, которым Егор Бычков очень мешал».

Однако, как писал Станислав Ежи Лец, «в действительности все не так, как на самом деле». Оставим в стороне тонкие криминальные материи типа кто кого «крышует», кто кому «заказывает уголовные дела», «мешает разгромить наркомафию» и так далее. Этим пусть занимаются правоохранительные органы. Для того, чтобы судить, надо хорошо знать местную специфику. Отсюда, из Москвы не разглядишь.
Но кое-что видно и издалека. Вот, например, говорят, что Бычков лечил наркоманов, для чего организовал самодельный реабилитационный центр. А у него, простите, есть медицинское образование?

Сколько я ни изучал его короткую биографию (парню всего 23 года), никаких упоминаний об этом не нашел. Спортсмен, боксер, сторонник здорового образа жизни – это прекрасно. Но явно недостаточно, чтобы кого-то лечить.

Может быть, в реабилитационном центре были врачи? Да нет, только священник и добровольные помощники-энтузиасты, которые помогали доставлять пациентов. Иногда вопреки желанию самих пациентов, но об этом позже.

Пишут, что Бычков в реабилитационном центре закон не нарушал, потому что не занимался «медикаментозным лечением», то есть исцелял наркоманов без применения лекарств. При помощи психотерапии и общего укрепления организма. Так речь пока не идет о юридической стороне вопроса, только о морально-нравственной, если можно так выразиться. Слишком уж много таких самодеятельных целителей развелось в наши дни. Один из них даже обосновался на федеральном канале и призывал с телеэкрана пить керосин и закусывать гвоздями или что-то в этом роде. Но у него, по крайней мере, нет своей клиники или лечебницы.

В принципе каждый может устроить реабилитационный центр на дому и без применения медикаментов лечить хоть от геморроя, хоть от гриппа, хоть от алкоголизма. Бульварная пресса усеяна объявлениями типа «вывожу из запоев». Может быть, кому-то помогает. Это ведь тоже чистая психотерапия. Но наркоманы – пациенты потруднее запойных алкоголиков. Что за «немедикаментозные» методы можно к ним применить?

И неспециалисту ясно, что главный метод – никуда не выпускать из помещения центра. То есть, извините, держать взаперти. Да еще вдобавок ограничивать свободу передвижения внутри лечебного учреждения. Ради чего приходится, например, приковывать пациентов наручниками к батареям. Судя по свидетельствам даже многих благожелательно настроенных к Бычкову людей, именно это и делалось в его реабилитационном центре.

Чисто по-человечески я не готов его за это осуждать. Наркоман в период ломки – вынужденно отказа от наркотиков – это страшная сила. Освободившись от уз и кандалов, может черт знает что натворить. И вполне возможно, что некоторые пациенты шли на эту пытку добровольно. Те, у кого мозги не полностью загублены дурью, понимают, что никаким другим способом им не избавиться от наркозависимости. А на принудительное лечение подростков безусловно давали согласие их родители. Которых тем более можно понять.

Однако решительно невозможно поверить в то, что наркоманы дружными рядами маршировали в реабилитационный центр, просили приковать их к батареям и так далее, и тому подобное. А принудительное лечение запрещено законом. И даже самые отпетые наркоманы считаются полноценными дееспособными гражданами и не ограничены в своих правах. По крайней мере, до тех пор, пока не совершили преступления и не признаны виновными судом. И ничего с этим не поделаешь.

Исходя из этой логики, Дзержинский районный суд Нижнего Тагила признал Егора Бычкова и в похищении людей, и в незаконном лишении свободы. С самой благой целью, при полном одобрении родных и близких, под аплодисменты общественности, искренне озабоченной оздоровлением нации. Но все же, все же, все же... Имело место и похищение, и насильственное лишение свободы передвижения. Даже самые яростные защитники Бычкова не могут этого отрицать. А благие намерения подсудимого суд тоже учел. Вместо чудовищного и несоразмерного 12-летнего срока дал всего три с половиной года.

Во вторник 12 октября в процесс включился президент Медведев и поручил Генпрокуратуре взять под контроль дело Бычкова. Приговор районного суда будет обжалован. Видные юристы утверждают, что не видят в действиях борца с наркоманией преступного умысла. Приговоренного может еще ожидать хеппи-энд.

Но главной проблемы это не решает. Например, в том же Нижнем Тагиле Свердловской области проживает 375 тысяч человек. И только по официальной статистике, в этом городе насчитывается около 30 тысяч наркоманов – чуть меньше десятой части жителей. И это не уникальная ситуация.

Что с этим делать? Менять законодательство? Тут все примерно как со смертной казнью. Опросы показывают, что большинство одобряет и поддерживает ее возвращение. Такое же большинство на любом референдуме выскажется за самые суровые и жесткие меры по принудительному лечению всех, кто пристрастился к дури. Это хорошо видно по обсуждению дела Бычкова в блогосфере и в Интернете в целом. 

Люди будто не понимают, насколько это опасно. Сегодня ограничиваем в правах наркоманов – кстати, не очень понятно, начиная с какой дозы присваивать гражданину соответствующий «статус». Завтра возьмутся за алкоголиков, причем опять-таки трудно сказать, где лежит грань, отделяющая их от обычных любителей выпивки, не представляющих общественной угрозы. Послезавтра уже перейдут на курильщиков, Онищенко хоть сейчас готов. Да мало ли кого и по каким признакам можно тогда ограничивать в правах! Мне кажется, что нет необходимости объяснять, почему подобный подход недопустим.

Есть и еще одна, гораздо более существенная проблема. Мягко выражаясь, в Нижнем Тагиле, как и во многих других городах и регионах, правоохранительные органы недостаточно эффективно борются с наркоторговлей. Вот истинный корень зла. Да только усилия отдельных борцов за здоровый образ жизни едва ли смогут переломить эту ситуацию. Подменить милицию и Госнаркоконтроль им не под силу, да лучше бы и не пытаться. Спасать души от дури лучше бы без нарушения закона. А пока словосочетание «город без наркотиков» остается красивой мечтой и утопией.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе