Провинциальная мозаика

Не перестаю удивляться, как в примерно одинаковых условиях российские города остаются разными со своими вкусами, пристрастиями, даже особенностями быта. Тула… Ростов… Нижний Новгород… Всё по-разному, всё по-своему. Театр, конечно, тоже. Но тем, кто имеет возможность наблюдать за общей картиной существования российских театров, не может не бросаться в глаза одно новое отличие, свойственное последним годам. Унифицируется, сокращается театральная афиша.

Одно и то же вспоминают во всех театрах одновременно, независимо от особенностей города, труппы: какая разница, есть ли подходящий исполнитель на роль Глумова, Войницкого, Лира, заезжий режиссёр вспомнил одну пьесу, часто им самим размножаемую по стране, – и хватит того. Логика «троечников», безликой массовки, «образованцев», по меткому определению Александра Исаевича Солженицына.


СЕГОДНЯ В ТУЛЕ…
Тем интереснее мне всегда бывает приезжать в Тулу, к Александру Попову, режиссёру, старающемуся не предавать заветы своего учителя – Георгия Александровича Товстоногова. Попов любит ставить перед собой и своим театром трудные задачи. Так возникает в репертуаре У. Шекспир – «Отелло».

Для Попова особенно важно восстановить истинную шкалу эстетических и нравственных ценностей, вернуть сегодняшним молодым веру в идеалы. История Отелло и Дездемоны – серьёзное испытание для молодых артистов Алексея Соловьёва и Полины Шатохиной. Увы! Пока легче перечислить, что им не удаётся, чем то, чего они достигают. Внутреннего драматизма, нарастания его, предощущений, процесса постепенного накопления страстей и распада человеческой души от невозможности справиться с сомнениями и сложностями исполнителям явно не хватает. Но Попов знает, что ему нужно от своих учеников, куда он их ведёт. Он занимается трудным кропотливым делом, очевидно немодным нынче: выращиванием, профессиональным совершенствованием артистов. И зрителей тоже…

Кстати, любопытно, что одна из наиболее удавшихся ролей спектакля – Эмилия (Мария Попова). Её деловитость, прагматизм и даже цинизм – качества, которые легче сыграть современному актёру. Но ей удаётся пережить и своё отчаяние, свой катарсис, осознание глубины людского предательства, когда муки совести завершают и её жизненный путь. Нет, конечно же, одного современного ощущения роли здесь было бы мало, нужно настоящее мастерство, какого, к примеру, не нашлось пока ни у Дмитрия Чепушканова в роли Яго, ни у Сергея Пыжова – Кассио.

Счастье тульской актёрской молодёжи в том, что она попала в умелые и заботливые режиссёрские руки. Для зрителей это тоже счастье – сопереживать страстям шекспировских героев, хотя бы прикоснуться к ним.

А в мелодраме А.И. Сумбатова-Южина «Соколы и вороны» сюжет и характеры так близки сегодняшнему дню, что, кажется, актёрам и играть нечего. Кипят страсти вокруг денег: подделываются банковские счета, совершается растрата, творятся предательства. Даже стилистически пьеса не кажется архаичной, об этом сумел позаботиться режиссёр, предложив и молодым актёрам Ольге Бауриной, Юрию Мельникову, и мастерам Геннадию Вершинину, Виктору Ананьину, Ирине Федотовой абсолютно современный, психологически выверенный способ существования. Нехитрые уроки пьесы: не воруй! не предавай! – пришлись по вкусу тульским зрителям.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В РОСТОВЕ…
А художественный руководитель Ростовского драматического театра, сам замечательный артист, Николай Сорокин совсем не разделяет моего беспокойства по поводу единообразия общей российской репертуарной афиши. «Ну и что с того, что в других театрах тоже идут «Ревизор» или «Ромео и Джульетта»?! Как сегодня в Ростове, городе, где сосредоточились немалые состояния, где множество деловых людей и не может не быть своей ростовской коррупции, не поставить «Ревизора»? Да ещё имея в труппе Олега Ширшина – Городничего и Александра Богданова – Хлестакова. Или «Вишнёвый сад», где главной фигурой для нас стал Лопахин?.. Его играет наш «герой» Сергей Галкин. Кому теперь принадлежат «вишнёвые сады» – вопрос в постановке ключевой. Наши зрители не терпят нытья; чернухи, порнографии. Пример: приезжал, играл спектакль про Маркиза де Сада коллектив Романа Виктюка. Так взрослые мужики, казаки, сразу же начали во время представления выходить из зала. Звонили мне тут на днях из его театра, снова хотят приехать, сыграть другой спектакль, не поддержал я их, говорю, не стоит, не пройдёте… Город запомнил».

Конечно же, сегодня, как никогда, успех или неуспех спектакля решает мнение публики. Впрочем, так было всегда. Десять лет в Театре им. М. Горького с аншлагом шёл «Король Лир». Семь лет идёт «На всякого мудреца довольно простоты», шесть – «Влюблена, умна, хитра» (так у них называется «Дурочка» Лопе де Вега). Теперь вот при переполненных залах прошло пять премьерных представлений «Вишнёвого сада»…

Значит, действительно умеют работать для своих зрителей в Ростове. Это для них, прежде всего для молодёжи, пышен и эффектен спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный молодым болгарским режиссёром Богданом Петканиным. Захватывающие драки и бои! Сюда бы ещё побольше психологической точности, актёрского «нутра» и волнения, прежде всего главным исполнителям Алексею Тимченко и Анне Денисовой (см. выше про тульского «Отелло»). Зато в своей радости на спектакле «Невидимые миру слёзы», поставленном по ранним пьесам и рассказам молодого ещё Чехова, бурлящем озорством и весельем, и я абсолютно совпала с их зрителями. Понятно, что так бывает не всегда, но ведь не для критиков же ставятся спектакли!

Уж сколько раз видела я на разных сценах очаровательную дуэль «медведя» – помещика Смирнова с безутешной вдовой и его счастливое поражение! Или по-зрительски участвовала в спорах приехавшего свататься незадачливого Ломова, чьи же на самом деле Воловьи Лужки… А уж «бессмертная» чиновничья жена Мерчуткина в «Юбилее» и вовсе известна с детства. Но воистину по-ростовски отчаянны в своих поединках известные чеховские персонажи. Несоответствие пустяков, за которые борются их персонажи, с актёрской страстностью создаёт необыкновенный эффект комического.

Встреча соседей-помещиков происходит у Воловьих Лужков, около замечательного муляжа лошади – такого я не видела никогда. А эмансипированная невеста (Кристина Гаврюкова) доводит жениха (Андрея Ребенкова) до такого изнеможения, что в результате укачивает его на руках. Всё ярко, темпераментно, на абсолютном пределе смыслов и актёрских возможностей. Не выбрать, кто больше «достаёт» Шипучина (Сергей Власов) – яркая молодая настырная Мерчуткина (Елена Андриенко), вовсе не старуха, или собственная жена (Татьяна Шкрабак), очаровательная и… непереносимая в своей глупости и активности. Очень смешно. Но и зрелищно, красиво. И всё это бурлит, брызжет юмором и выдумкой. Поражает глаз. Настаивает на внимании и соучастии.

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ…
Но главная неожиданность подстерегала меня в самом маленьком из доставшихся мне в этом сезоне залов всего-то на сто с небольшим мест, в камерном детском театре «Вера»… Микрорайон Мещеры невелик, театр расположен не в модном престижном центре, недавно уже завоевал множество поклонников, билетов к ним, как правило, не достать. Оба спектакля, там увиденных, – и «Зимняя сказка» У. Шекспира, и совершенно неведомая мне дотоле современная детская пьеса П. Лисандера и С. Остен на античный сюжет Медеи, – вроде бы и не про детей. «Трагедия для детей и родителей» – определена по жанру пьеса, которая и по заголовку «Дети Медеи» подчёркивает, кто в ней главный. И – что!

В современном мире нет острее проблемы, чем взаимоотношения «отцов» и «детей», когда маленькие становятся разменной монетой во взрослых разборках. Наглядный сценический урок, особенно остро пережитый здесь дочкой известной вот уже два с половиной тысячелетия семейной пары малышкой Медеей (Александра Трушкина), производит сильнейшее впечатление. «Родители, остановитесь! Вспомните о детях! Не делайте их орудием своей мести…»

Собственно, и «Зимняя сказка» (у них чуть по-пижонски The Winter’s Tale) становится поразительно современной драмой о том же самом – об ответственности и вине родителей перед детьми. Я сама заново открывала для себя давно забытую пьесу. Ведь герой её король Сицилии Леонт (Вадим Пьянов) – это же поздний шекспировский вариант Отелло, только умудрённому опытом гениальному драматургу стала интересна не столько природа страсти, сколько анализ последствий, не по-шекспировки рациональный. И в спектакле художественного руководителя, режиссёра Веры Горшковой, как в доказательстве теоремы, глубинно проанализированы все причинно-следственные связи. История Леонта и его жены Гермионы (Елена Лопухинская), обвинённой в измене и изгнанной, становится поводом для роскошного мистериального представления, по-нынешнему называя, изобретательного шоу (художник Андрей Михайлов, композитор Владимир Зырянов). А внутри красивого, изысканного зрелища умно спрятанная внутри – назидательная притча, где главным становится вывод: успей осознать ошибку, сумей раскаяться, никогда не поздно исправить свою жизнь. Идиллическое воссоединение семьи к финалу не выглядит фальшью, это же театр! Здесь – чудо и всё возможно. Умная тонкая режиссура, сплотившая постановочный коллектив, дала новую убедительную жизнь старой пьесе, почти не имеющей сценической истории, которую и разгадать-то трудно, а вот на тебе! – дала такой интереснейший спектакль в Нижнем Новгороде.

Анна КУЗНЕЦОВА

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе