Расставили по ранжиру

Районы и городские округа сравнили показатели развития

Рейтинги муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления составляются по указу Президента России. В нашем регионе этим занимаются управление МСУ правительства области совместно с экспертной группой. Место района или городского округа в «турнирной таблице» зависит от достигнутых результатов в самых разных сферах: экономическом развитии, здравоохранении, образовании, ЖКХ, жилищном строительстве, муниципальном управлении.

Рейтинг за 2009 год как будто призван разрушать стереотипы. Например, 2-е место занимает Мышкинский МР, который по сравнению с 2008 годом поднялся на 8 строчек. Темпы развития выше средних продемонстрировали, в частности, Брейтовский, Даниловский и Пошехонский районы. Интересно, что районы, расположенные по соседству с городскими округами, имеют весьма скромные показатели. Ярославский МР оказался лишь на 10-й строчке. Падение на целых 12 строчек пережил Рыбинский МР – он занял 18-е место. А замыкает таблицу... Переславский МР. 


Получается, что сама по себе близость к крупным городам не добавляет району очков. Выгодным географическим положением еще нужно уметь воспользоваться.

Экспертная группа по достоинству оценила умение власти Мышкинского МР грамотно распоряжаться деньгами – в ЖКХ зафиксирована минимальная доля неэффективных расходов, а в сфере здравоохранения и управления их нет вообще. Заслуживают внимания и лучшая динамика по вводу жилья в расчете на жителя, и высокая доля многоквартирных домов, управляемых частными организациями.

– Как удалось поднять рейтинг? Наверное, в первую очередь за счет участия в федеральных и областных программах, – рассказывает глава Мышкинского МР Анатолий Курицин. – Например, благодаря участию в программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда у нас уровень безработицы один из самых низких в области. А в рамках программы «Чистая вода» Мышкин уходит от использования хлорированной воды.

Впечатляющий рывок удалось сделать и Пошехонскому МР. В 2008 году он занимал предпоследнюю, 19-ю, строчку, а в 2009-м стал 11-м.

– Есть достижения во многих сферах, – объясняет глава Пошехонского МР Владимир Кабанов. – Например, решена проблема отопления Пошехонья за счет строительства новой котельной, на базе музыкальной школы создана школа искусств. В сфере здравоохранения при минимальном объеме неэффективных трат зафиксирован максимальный уровень удовлетворенности населения деятельностью лечебных учреждений (около 70 процентов). 

Те, кто недотянул и до «середнячков», пытаются осмыслить свои промахи. К примеру, на падение рейтинга Рыбинского МР повлияли низкий уровень и слабая динамика числа субъектов малого предпринимательства на душу населения, низкая доля земельных участков, облагаемых земельным налогом, худшие результаты по сдаче ЕГЭ, высокие неэффективные расходы на управление. Первый заместитель главы администрации Рыбинского МР Татьяна Смирнова признается, что чиновникам только предстоит научиться оценивать свою деятельность в цифрах.

– Настораживает такой показатель, как удовлетворенность населения деятельностью учреждений образования, культуры, здравоохранения, – сокрушается Смирнова. – Только на территории района 10 сельских поселений и городское поселение Песочное. Какие именно задействовали в исследовании? Почему-то опрос Общественной палаты Рыбинского района, который проводился не так давно, показал в отдельных сферах куда более высокую удовлетворенность жителей.

А вот в Борисоглебском МР вообще сомневаются, что рейтинг способен дать представление о динамике развития территории. 

– Взять хотя бы показатель смертности населения. В 2009 году у нас увеличилась смертность из-за инфаркта миокарда. Но разве органы местного самоуправления имеют к этому прямое отношение? – недоумевает первый заместитель главы администрации Борисоглебского МР Алексей Огурцов. – Какие-то моменты, наоборот, не учитываются. Например, из Борисоглебского района очень мало обращений поступает в областной департамент ЖКХ и инфраструктуры. А это ведь тоже показатель нашей работы – значит, многие проблемы решаются на месте.

Как бы то ни было, системы комплексной оценки, которая устраивала бы абсолютно всех, нет.

– Да и не нужна она, – утверждает начальник управления МСУ правительства области Александр Чудайкин. – Есть стандартные показатели, единые для всех муниципальных образований. Они разработаны компетентными специалистами, и наша задача – искать не оправдание проблем, а возможности для их решения.

Александра СМОЛЯР

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе