Сабантуй Медведева

Дмитрий Медведев устроил в Казани показательный сабантуй. Его джип оказался неправильно припаркованным – судя по всему, президент забыл переключиться на parking – и внезапно тронулся, когда верховный водитель уже вышел оттуда. Машина въехала в толпу, никого, слава Богу, не повредив.

Символизм ситуации очевиден – как и во всех заигрываниях нашей власти с автомобилями: недавно, например, Владимир Путин не смог с первого раза завести «Ладу Гранту», и это лучшая метафора нарастающей неуправляемости России, которую подтолкнуть еще можно, но завести как следует – уже никак. Теперь Дмитрий Медведев не сумел как следует затормозить, и это тоже похоже на его реформы – начать-то он их начал, а удержит ли страну под контролем, Бог ведает. Похоже, государственная машина уже едет сама и не очень понимает, куда именно.


Сабантуй – вообще любимый праздник русского начальства высшего ранга: стоит вспомнить, как Борис Ельцин бил тут (с завязанными глазами!) горшки. Что он хотел этим показать – то ли что наломает дров и наколет черепков, то ли что видит сквозь любые преграды, – сейчас не скажешь, но тогда, что скрывать, это было эффектно. Я только все думаю: есть ли у наших политиков другие способы вызвать любовь к себе – или только горшки и автомобили, которые то не заводятся, то не останавливаются?


Ни для кого не секрет, что в России идет президентская гонка; всё, что сейчас делается, имеет единственную цель – расположить к себе потенциальный электорат. Поскольку ясности насчет кандидата нет до сих пор, стараются оба первых лица. Но давайте вспомним, когда у нас в последний раз была содержательная предвыборная кампания? Та, в которой обсуждаются реальные проблемы и ценности, а не та, в которой ездят на джипах, демонстрируют голый торс или бьют горшки. В последнее время любовь российской власти к позированию на фоне разного рода устройств, движущихся и недвижущихся, достигла апогея: они не снимались еще только на фоне ракеты «Булава», полетевшей наконец, слава Богу, куда надо. Когда Владимиру Путину приспичивает предстать молодежным, крутым и вместе с тем имперским, он едет с «Ночными волками» в Крым на странной трехколесной машине. Когда ему надо продемонстрировать готовность к борьбе со стихией, он усаживается вторым пилотом на военный самолет. Гаджеты Медведева скромней и не так быстро движутся – президенту больше нравится сниматься с только что подаренными айпадом, айподом, айфоном; из всей этой славной семьи он не снялся еще только с Ай-Петри. Однако его бюджетное послание на этом фоне так предсказуемо и, в сущности, бессодержательно, что только эта смена гаджетов и удерживается в воображении. Теперь запомнится еще и джип.


Все это продиктовано не оппозиционностью ради оппозиционности. Я и вправду хочу, чтобы в России – впервые с 1996 года – была реальная предвыборная дискуссия, позволяющая обществу понять, куда оно попало. Ее можно считать не только первой за 15, но и последней на ближайшие 6 лет. А если учесть, что 6 лет стабильности россиянам никто не гарантировал, она может оказаться и вовсе последней в нашей истории. Жаль будет, если она сведется к обмену аргументами «Джип против платья Золушки» или «Добровольное лечение алкоголизма против принудительного».


Быков Дмитрий


Собеседник


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе