Сапрыкин о духе времени Что общего между поражением футбольной сборной и закрытием умных журналов

Фатальный недостаток любви как причина всех наших неудач.


Футбол в исполнении российской сборной в отличие от футбола смешариков по большей части грустный.

В одной из серий «Смешариков» — возможно, вы не знаете, но этот мультсериал посвящен крайне серьезным вещам, — так вот, в одной из серий разворачивается принципиальный спор о природе современного футбола. Лосяш считает, что путь к победе — это тактика: расстановка игроков на поле, точные задания, схемы взаимодействия и т.д.; Копатыч, пренебрегая тактической подготовкой, упирает на настрой: нужно, чтоб глаза ­горели, и пыль летела из-под копыт, и тогда по­беда у нас в кармане.

Дискуссия о причинах поражения российской сборной на Евро поразительно напоминает спор Лосяша и Копатыча — притом что большинство спорящих, по крайней мере из числа непрофессионалов, выступают на стороне последнего: конечно, сборная вылетела из группы, потому что игроки зажрались, спешат к своим «мерседесам» и вообще Родину не любят. Объяснять все беды недостатком любви к Родине — такая же давняя здешняя традиция, как и проигрыши российской сборной, и понятно, что миллиарды и «мерседесы» не всем мешают летать по полю — у Криштиану Роналду их, пожалуй, побольше будет, чем у Аршавина, и ничего. Но почему-то не покидает ощу­щение, что в этом случае правы и Лосяш, и Копатыч. Кажется, где-то есть точка, в которой тактика и настрой сходятся: правильное исполнение заданий, наивысший профессионализм — это и есть горение, и страсть, и любовь. И наоборот: у каждого игрока российской сборной в каждый отдельный момент были свои причины поступить именно так, а не иначе, — болела пятка, мяч соскользнул с ноги, вспомнился злой тренер из детской спортивной школы, — а в итоге все эти частные мотивы складываются в общую историю, смысл которой не сводится ни к пятке, ни к тактике, ни даже к футбольной сборной, и заключается в каком-то фатальном недостатке любви — к Родине, самим себе, друг к другу, — из-за которого все неудачи.

Лосяш и Копатыч спорили недавно еще по одному важному поводу: почему закрываются хорошие журналы, а лучшие в стране главные редакторы остаются без работы — по коммерческим причинам или потому, что так распорядился кровавый режим. И в этом споре, опять же, оба правы — в зависимости от наведения резкости: в каждом частном случае есть свои причины, денежные или человеческие, и точно не имеющие отношения к политике, а если посмотреть на всю картину в целом — то получается, что из осколков разбитых редакций складывается слово «Путин» (в конце концов, им же тоже в огромной степени движут коммерческие интересы). И даже бог с ним, с конкретным Путиным, это просто удобный термин для обозначения такой тактики и настроя, когда хорошо сделанная вещь только мешает, с ней слишком много хлопот, ей фатально недостает любви. Это такая тактика и настрой, при которой умный журнал с сотнями тысяч читателей всегда будет проигрывать вестнику из жизни баночек с кремом, валяющемуся без движения в парикмахерских. При которой ума и таланта вполне хватает на то, чтобы проорать под фонограмму «Давай, Россия, давай-давай!», — но уже не хватает, чтобы одиннадцать человек на поле правильно разыграли между собою мяч. Это все частные случаи, разрозненные звенья, но почему-то, как их ни складывай, они снова и снова с тупым упорством собираются в одну и ту же, как выразился классик, гребаную цепь.

Текст: Юрий Сапрыкин

Афиша

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе