Швейцарские каникулы

Как провести свои маленькие летние каникулы, я знала ещё весной. Конечно, побывать в стране, известной всему миру самыми точными часами.


ПРОЕЗДОМ ЧЕРЕЗ ПОЛЬШУ И АВСТРИЮ

Почти двое суток в поезде до Бреста, два часа на границе, и вот – Польша. В Западную Европу мы едем уже не первый раз, предпочитая путешествия автобусом. И каждый раз, глядя из окна на ухоженные польские поля, уютные посёлки и маленькие городки, я открываю для себя эту страну с новой стороны. В этот раз она встретила нас после среднерусского пекла бодрящей прохладой, красивой облачностью на небе и… аистами, которые стояли на полях вдоль дорог.

Этих птиц настолько почитают в Польше, что вместо настоящих, живых, очень часто ставят искусственных и на крышах домов, и в огородах. И отличить их от живых аистов почти невозможно.

В Европе к живой природе относятся трепетно. Наша гид Александра рассказала случай, произошедший совсем недавно. В Польше в одном из железнодорожных направлений три дня не ходили поезда. На железнодорожном полотне расположилось семейство зубров. И ему там было настолько комфортно, что уходить зубры никуда не собирались. А тревожить их не посмели, хотя люди в этом направлении никуда не могли уехать.
Проехали по пути в Швейцарию и часть Австрии. Что отличает Европу от других стран – каждый клочок земли распахан, нет ни одного заброшенного или необработанного. Весь пейзаж представляет собой «лоскутное одеяло»: здесь золотое поле с пшеницей, поодаль зелёное с капустой, справа с наливающимися помидорами или с жёлтыми подсолнечниками. И так на протяжении всего пути.

В Австрии больше всего поразили огромные ветряки. Одна такая «мельница» вырабатывает столько электроэнергии, что её хватает на освещение в течение целого года большого универмага. Несмотря на то, что стоит один ветряк огромных денег и полностью компьютеризирован, их на территории Австрии великое множество, потому что очень выгодно использовать энергию ветра для производства электричества. Подобные конструкции планируется установить и в нашей стране, в частности в Краснодарском крае.

Была на нашем пути и столица Австрии – красавица-Вена. Каждый год 1 января российский телеканал «Культура» транслирует из Венского оперного театра новогодний концерт классической музыки. Когда театр открывали в 1869 году, первым работу архитектора Бёдермана и строителей оценивал сам император Австрии Франц Иосиф I. Ему театр показался низковат – к центральным дверям вели всего несколько ступенек. На следующее утро архитектор Бёдерман повесился. После этого случая, когда у императора Франца Иосифа спрашивали мнение по поводу построенных зданий, он всегда говорил только одно: «Великолепно!»







МАЛЕНЬКАЯ, НО СТРАНА
Между Австрией и Швейцарией находится одно из самых маленьких государств Европы – Лихтенштейн. Столицу – город Вадуц – мы объехали всего за пятнадцать минут на небольшом туристическом трамвайчике, несмотря на то, что двигался он почти с черепашьей скоростью. И ещё двадцать минут потратили, чтобы пройтись по центральной улице Вадуца, где расположены городская ратуша, новый парламент, государственный музей и куча магазинчиков.

Что больше всего поразило в Лихтенштейне: на границе автобус остановили пограничники, собрали паспорта для проверки. Хоть и маленький Лихтенштейн, а всё-таки – государство! В Вадуце очень чисто. Мы были там в дождливую погоду, а ощущение осталось такое, что улицы вымыты с шампунем. Люди, когда заходят в магазины, мокрые от дождя зонты оставляют на улице, перед входом.

В стране нет крупных промышленных предприятий, здесь выращивают виноград, из которого изготавливают вино, работают аэропорт и железнодорожный узел, расположено большое количество банков. Площадь всего государства – 160 квадратных километров, 75 процентов из которых занимают отроги Альп.
В СЕЛЬСКОЙ ГОСТИНИЦЕ

Ночь перед тем, как прибыть в Швейцарию, мы провели на окраине небольшого австрийского городка Наттерс, в маленькой сельской гостинице, расположенной в горах. Хозяева её – супруги Штекер Карл и Педиборн – фермеры. Гостинице этой уже четыреста лет, гостей начинали принимать прапрадедушки и прапрабабушки нынешних хозяев. Останавливались здесь отдохнуть во время охоты даже члены императорской семьи. Сын Карла и Педиборн сейчас получает высшее образование, учится на отделении сервиса и туризма. Когда он поступал, хотел жить в городе, но теперь принял твёрдое решение вернуться домой и продолжить дело своих прадедов.

В этой гостинице я впервые в жизни спала под пуховой периной, очень лёгкой и в то же время очень тёплой.







СКАЗОЧНЫЙ ЛЮЦЕРН

И вот первый щвейцарский город – Люцерн. Он словно из сказки: домики в центре как игрушечные. Само название Люцерн в переводе на русский означает «город света». И правда, дома, покрашенные в светлые тона, даже в дождливую погоду выглядели яркими.

В центре Люцерна располагается самый старый деревянный мост Европы – Капельбрюкке, построенный в начале XIV века. В 1993 году случилось несчастье – один из туристов бросил на мосту непотушенную сигарету. И половина уникального сооружения сгорела. Но сегодня мост снова радует туристов, в первую очередь своими фресками, рассказывающими о жизни горожан ещё в то старинное время. Они, к счастью, не пострадали от пожара.

Но самый большой восторг туристов вызывают даже не сказочные дома, а лебеди. Правда, они больше похожи на попрошаек и мало напоминают грациозных птиц. Здесь они толстые, жирные. Всех туристов предупреждают, чтобы они не кормили лебедей. Но, несмотря на все запреты, когда птицы подплывают к берегам бурной реки Ройс и выпрашивают пищу, люди продолжают бросать им еду.

Есть в Люцерне трогательная и трагическая скульптура «Умирающий лев», которая поражает воображение любого приходящего к ней человека. Во время французской революции в 1792 году семьсот швейцар­ских солдат погибли в Париже, защищая королевскую семью от революционной толпы. Это их память увековечили в Люцерне в 1821 году высеченной в скале фигурой царя зверей, пронзённого копьём.
НА БЕРЕГАХ ЖЕНЕВСКОГО ОЗЕРА

Женевское озеро – одно из самых больших на территории Швейцарии. Почти на самой границе с Францией есть два маленьких курортных городка, между которыми сегодня невозможно провести границу. Это Монтрё и Веве. Веве называют городом Чарли Чаплина. Именно здесь он провёл последние годы своей жизни. В Веве жили многие знаменитые писатели – Виктор Гюго, Александр Дюма, Грэм Грин. Николай Гоголь здесь начал работу над «Мёртвыми душами», а Ганс Христиан Андерсен закончил сказку «Снежная королева». Пётр Ильич Чайковский собирался покончить жизнь самоубийством, но приехал в Веве и опять стал сочинять музыку.

В соседнем городке Монтрё шестнадцать лет прожил писатель Владимир Набоков. Он снимал восемнадцать комнат в самой фешенебельной гостинице и тратил на это безумные суммы. Многие знакомые говорили ему, что на потраченные им деньги давно можно было купить дом. Но Владимир Набоков всем отвечал просто: «Я обожаю гостиничный сервис, когда заправляют кровать и подают завтрак в постель».

На оба городка – один концертный зал, построенный на средства Фредди Меркьюри, который давал здесь концерты с группой «Куин» и записывал диски.

На Женевском же озере стоит и Женева, второй по величине после Цюриха город Швейцарии. Мы попали в Женеву не очень удачно: в дни празднования городом дня своего рождения. В Швейцарии города празднуют своё появление на свет не один и не два дня, как принято у нас. Женева, к примеру, когда мы приехали, отмечала это событие уже почти две недели. К концу подходил предпоследний день празднования. Здесь творилось нечто невообразимое – толпы людей, аттракционы и развлечения, хронические пробки на дорогах. Но, как ни странно, ни одного пьяного на улицах мы не встретили. Горожане и гости просто гуляли и веселились совершенно на трезвую голову.
ГОРОД ГЕРАНЕЙ

Столица Швейцарии – Берн – чем-то напоминает Люцерн. Такие же небольшие дома, уютные дворики, многие построены в XV веке. В центре нет жилых домов, только офисные помещения. Внутри бернских домов ничего нельзя перестраивать. Даже гвоздь без разрешения властей вбить невозможно. Так в столице Швейцарии берегут своё историческое прошлое.

Берн ещё называют городом гераней. Говорят, что эти растения спасают от сглаза. История разведения гераней берёт начало из средневековой Европы. Помои в европейских городах выливали прямо на улицу. На улицы же выходили и туалеты. Какой запах стоял – невозможно себе представить! Он привлекал массу надоедливых насекомых. А герани на окнах спасали дома от мух и мошек.

Сегодня, если горожане разводят эти цветы на своих окнах, из местной казны им возвращают деньги, потраченные на покупку семян и удобрений.

Чем ещё знаменит Берн? В переводе на русский язык это слово означает «медведь». Долгое время в городе жил медведь, и он считался покровителем Берна. Все считали, что пока медведь жив, город будет процветать. Но зверь неожиданно в прошлом году умер. И тогда наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев с супругой подарили Берну двух медвежат, для которых специально был построен новый вольер. Чувствуют медвежата себя хорошо и стали настоящей достопримечательностью города.

В центре Берна расположено здание, где мэр города принимает иностранных гостей и делегации. А буквально в нескольких шагах от дома город­ского главы – огороды местных жителей, где они выращивают овощи, разводят кур, поросят, держат коров. Выходят иностранные гости во время приёма на балкон ратуши и рассматривают огороды и свинарники. А отобрать эти земли у местных жителей городские власти не имеют права.

БЕРНСКИЙ ОБЕРЛАНД

Выходные дни швейцарцы проводят в горах. Сегодня в Европе крайне популярна так называемая «альпийская ходьба». Люди всех возрастов – от маленьких детей до глубоких стариков – надевают на ноги специальную шипованную обувь, берут в руки палки, напоминающие лыжные, и устремляются в горы. Ходьба по горам укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает лёгкие. Весьма полезно не только подышать горным воздухом, но и насладиться чудесными горными пейзажами.

Считается, если ты не посетил Бернский оберланд (Бернскую возвышенность), значит, ты вообще не видел Швейцарию. Поднявшись на гору Шильт­хорн, можно увидеть три пика-четырёхтысячника, крышу Европы, Юнгфрау, Мёнх и Эйгер. Здесь, на Шильтхорне, находится самый известный в мире крутящийся ресторан, где проходили съёмки фильма про известного агента 007 Джеймса Бонда.

Добирались мы до Шильт­хорна, расположенного на высоте почти трёх тысяч метров над уровнем моря, на пяти видах транспорта. Сменили два электропоезда – они двигались в горах крайне медленно. Потом совершали подъём на трёх подъёмниках. Садишься в закрытую стеклянную кабину, и земля начинает медленно уходить из-под ног, всё выше, выше. Пейзаж меняется: деревья остаются далеко внизу, постепенно становясь маленькими точечками, люди вообще как муравьишки. Вокруг всё больше мхов и лишайников. Но вот и они уже далеко внизу. И перед тобой только голые скалы и облака. Плывёшь будто в молоке. Облако ушло, и вот они, горы, величественные и мощные. Три вершины, даже в начале августа покрытые снегом. И куда ни кинь взгляд, всюду горы, горы, горы. На улице внизу плюс 25 градусов, а тут, на горе Шильтхорн, всего плюс 5 и лежит снег. В таких местах как-то особенно понимаешь, насколько величественна природа и насколько мал человек.

Во время путешествия посетили ещё два интересных города – Цюрих и Баден-Баден, последний расположен уже на территории Германии. Цюрих для русских людей интересен тем, что здесь жил, будучи в эмиграции, Владимир Ленин. Были мы у того дома, на нём сейчас висит мемориальная доска. Очень скромное и, по всей видимости, небогатое жилище.

Баден-Баден – небольшой курортный город с обилием всевозможных клиник и лечебниц. Попробовали мы знаменитую баденскую воду, которая лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, и побывали в православной церкви, где венчался известный русский писатель Фёдор Достоевский. В Баден-Бадене он до копейки проиграл все свои деньги в казино и даже залез в долги. Чтобы вернуть долги, он пообещал кредиторам написать роман. Работать ему помогала стенографистка Анна Сниткина, в которую писатель влюбился и которая стала его второй женой.

ПРО ДОРОГИ

Конечно, большую часть путешествия мы были в дороге. Посмотрим на спидометр у водителей: скорость 90 да 100 километров в час. Асфальтового покрытия практически не чувствуется, слышно только, как шины шуршат. За восемь дней пребывания в Европе мы проехали пять стран и 4090 километров. И могу сказать совершенно точно, что самые лучшие дороги сейчас в Германии, особенно в Восточной. Когда произошло объединение Германии, в её восточной части особое внимание стали уделять именно дорогам. В настоящее время в Европе применяют совершенно новые покрытия, срок службы которых пятьдесят лет.

На территории Швейцарии попали вечером в пробку, простояли больше часа. Насколько культурно вели себя водители, как аккуратно, никого не подрезая, выезжали они из пробки, как дружно прижимали свои машины к обочине, чтобы пропустить карету скорой помощи, надо было видеть. И ещё. Во всех европейских городах водители всегда останавливали автомобиль перед нами, пешеходами.

Швейцарцы, как и все европейцы, заботятся о своей природе и животных, населяющих леса. Под Берном гид Александра обратила наше внимание на мосты, расположенные над основной трассой, на которых росли деревья, кустарники и трава. Сделано это специально для диких животных, чтобы они могли спокойно переходить с одной стороны оживлённых автомагистралей на другую, чтобы цивилизация как можно меньше вторгалась в их жизнь.

…Вот и всё. Опять граница, ночь на Брестском вокзале, больше суток в двух поездах. В багаже остались почти тысяча фотографий и самые лучшие впечатления.
Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе