Спас на крови

Чулпан Хаматова: больше всего денег на лечение детей жертвуют наша нищая интеллигенция и пенсионеры 

Опыт показывает: даже в самых богатых странах 25-30 процентов средств на лечение детей, страдающих тяжелейшими онкологическими, гематологическими и иммунологическими болезнями, приходятся на благотворительность.

О российском опыте союза медицины и благотворительности шел разговор на "деловом завтраке", гостями которого были соучредитель благотворительного фонда "Подари жизнь" артистка Чулпан Хаматова и директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Александр Румянцев.
Глазами академика

Александр Румянцев: У нас нет отработанной системы общественного контроля за сбором благотворительных средств, за их грамотным использованием. В России благотворительность - дело энтузиастов. Есть замечательный пример, когда Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич Горбачевы своим вниманием к лечению детей с онкологическими заболеваниями привлекли немалые средства на лекарства, расходные материалы, белье для пациентов.

Семья Горбачевых стояла у истоков нашего дела. В 1990 году мы организовали движение "Гематологи мира - детям". Оно существовало десять лет - до момента смерти Раисы Максимовны, которая была патронессой этого дела. И часть Нобелевской премии Михаила Сергеевича, премии, которую он получил в Германии, ушли для помощи нашим пациентам. Благодаря горбачевскому фонду было закуплено оборудование для Российской детской клинической больницы, появился первый детский банк крови. При идейной поддержке Горбачева, при участии зарубежных благотворителей, внесших 2 миллиона долларов, в 1994 году было построено отделение трансплантации костного мозга, которое работает по сей день.

Сейчас дело помощи детям продолжают актеры Чулпан Хаматова и Дина Корзун, создавшие фонд "Подари жизнь". Им и поначалу было очень непросто, и сейчас у них масса проблем. За рубежом любой бизнесмен может направить часть средств на благотворительность. И с этой суммы может не платить налоги. То есть благотворительность выгодна. Причем деньги чаще всего передаются через фонд.

Если бы у нас было узаконено подобное, то кризис не оказал бы на благотворительность столь негативного влияния.

У Чулпан нет денег, чтобы непосредственно их дать. Она, будучи кумиром многих людей, так же, как и ее окружение, эмоционально воздействует на общество, обращает его внимание на те болевые точки, которые больше всего нуждаются в помощи.

В Великобритании есть противораковый имперский фонд, которому более ста лет. Бюджет фонда - 200 млн фунтов стерлингов в год, которые он собирает разными способами. Сам видел, как в копилку фонда сдают книги, газеты, как собирают средства благотворительные магазины фонда. А газета фонда публикует данные о том, кто сколько дал, куда пошли деньги. Вот нам бы так...

Глазами актрисы

Российская газета: Чулпан, не было у вас момента, когда думали: зачем я все это делаю?

Чулпан Хаматова: Я счастливый человек. Может, родители меня так воспитали, может, это окружение, в котором я нахожусь. Моя новая семья... Так сложилось, что я воспринимаю отрезок жизни, который мне дан, более легко, чем другие люди. Я вижу этих родителей и понимаю, что это такое - остаться один на один с таким горем, когда у тебя умирает ребенок. И я настолько подключена к этому, что у меня не возникает таких вопросов. Дети мои знают, что в нашей семье это не обсуждается.

Но если бы я просто бултыхалась впустую... Помогала непонятно кому и не доверяла или подозревала врачей, которым мы собираем деньги. Это была бы одна история. Но так как я вижу результаты... Ко мне подходит молодой человек и говорит: "Привет! Это моя девушка. Познакомься!" А я знаю, что мы на него в прошлом году деньги собирали. А он уже такой красивый, высокий, с девушкой. 10 февраля пришла Таня Веретина. Красотка. Говорит: "Познакомься. Это мой парень!" Вот такой все перекрывающий позитив.

И когда я, артистка, вижу врачей, которые, не вылезая из больницы, не только лечат, но еще думают о психологическом фоне: "Чулпан, позвони, пожалуйста, такому-то артисту, ребенок мечтает его увидеть..." Мне просто стыдно говорить, что я устала.

РГ: Каков процент в вашем фонде средств не от корпораций, а от частных лиц?

Хаматова: Это наша нищая интеллигенция, пенсионеры. От них поступает почти 30 процентов всех собираемых денег.

РГ: Наш корреспондент брал интервью у Сергея Безрукова. Зашел разговор о вас, Чулпан. Спросили Сергея, почему он приходит в ваш фонд? Он сказал: "Потому что знаю: я Чулпан отдам деньги, и они поступят детям. Я знаю, на что они будут потрачены". А встречались ли в вашей практике коллеги-артисты, которые отказывались участвовать в благотворительных концертах?

Хаматова: Конечно, были и такие. Но тут уж ничего не поделаешь - настолько была дискредитирована идея благотворительности.

Я лучше расскажу про фонд. Вот я здесь сижу, а там огромное число людей. Тихие рыцари. В фонде 45 человек. Это и медики, и те, кто отвечает за кровь, и те, кто работает с родителями, и психологи. Это 250 волонтеров - молодых людей, которые приходят в больницу и с утра до ночи занимаются с детьми. Их нужно обязательно собирать, - чтобы не перегорели, не сломались психологически. Нужно устраивать праздники, проводить в больнице всевозможные акции. Туда приходят и режиссеры, и актеры, и спортсмены - чтобы поддержать дух ребенка, дух родителей.

Моя жизнь переплетена со всем этим каким-то невероятным образом. Я выпускаю спектакль, и на него приходят врачи, банкиры. Все мои друзья, люди, с которыми я работаю, знают про фонд, предлагают свои идеи. Вот выставка, которую делает моя подруга, прекрасный фотограф Оля Лавренкова - волонтер в фонде. До этого Катя Гордеева проводила акцию в "Маяке". То есть у нас постоянно что-то бурлит, мы требуем от людей активности.

Досье "РГ"

Александр Румянцев. Член-корреспондент РАМН Александр Григорьевич Румянцев родился в 1947 году на Украине. Окончил с отличием Московский мединститут. В 1991 году организовал и возглавил Институт детской гематологии. Организатор программы "Дети Чернобыля". Автор научных работ в области лечения заболеваний крови у детей.

Жена Татьяна Анатольевна - врач-педиатр. Сын Сергей - врач-неонатолог, дочь Надежда - врач-невролог. У Александра Григорьевича три внучки и один внук.

Чулпан Хаматова. Заслуженная артистка России. В середине 90-х начала работать в московских театрах (сначала в Театре Луны и Театре Чехова, затем в "Современнике"). В 1997 году стала сниматься в кино. Самые известные роли в фильмах "Страна глухих", "Лунный папа", "Гуд бай, Ленин!" "Меченосец", "Доктор Живаго", "Дети Арбата". В конце прошлого года в прокат вышло два фильма с участием Чулпан Хаматовой - "Бумажный солдат" и "Домовой". Мать двух дочерей.

Цифры

Масштаб беды

Каждый год в России почти пять тысяч детей заболевают раком крови.

Повод для оптимизма

До 1990 года выздоравливало 6,7 процента детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Сейчас общий уровень выздоровления - 70 процентов.

В российских городах сегодня почти 3,5 тысячи коек для детей, страдающих болезнями крови и онкологическими заболеваниями. В пяти из них проводятся трансплантации костного мозга детям.

Ирина Краснопольская

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе