Уважение истории несовместимо с политическим реваншем

Анализ дискуссии, развернувшейся на страницах газеты «Северный край» по поводу статьи Л. Цветкова «Давайте уважать историю и себя» («Северный край» за 13 августа), свидетельствует о том, что российское общество идеологически до сих пор настолько расколото, что находится в состоянии холодной гражданской войны. Это ведёт к полной политико-исторической предвзятости в оценке дореволюционного и советского прошлого у противников коммунистической идеи. С другой стороны, у защитников советских ценностей нет желания прислушиваться к позиции «представителей белого движения», у которых была и есть своя правда в отношении прошлого и будущего российского государства.

Снова, как в 80 – 90-х годах ХХ века, будоражится общественное сознание людей по поводу переименования городов, посёлков, улиц; сноса памятников государственным и политическим деятелям советского периода и ликвидации Мавзолея Ленина якобы как палача народов России.

Что касается жестокости в годы Гражданской войны, то она имела место одинаково как в действиях «красных», так и «белых» и была проявлением острейшей классовой борьбы. Говорить о том, что какая-то из сторон была непорочной и воевала в «белых перчатках» – исторически неверно. Факты Гражданской войны в любой стране свидетельствуют о многочисленных актах вандализма со стороны противоборствующих политических сил в отношении друг друга. Например, в процентном отношении к численности населения жертв в ходе Великой французской революции (1789 – 1793 гг.) было больше, чем в России в результате Октябрьской революции.

Если мы хотим уважать историю своей страны и самих себя, а не заниматься самокопанием в прошлом в интересах той или иной политической группировки, что чревато идеологической подготовкой к новой братоубийственной войне в России, то, на наш взгляд, следует призвать всех представителей тех политических сил, предшественники которых так или иначе внесли вклад в развязывание Гражданской войны в начале ХХ века, к примирению. Без этого – состояние политического, а отсюда и исторического реванша всегда будет сохраняться в обществе и приводить к катаклизмам социально-экономического и культурного порядка, что и происходило в «лихие 90-е». Выступая на семинаре Ярославской школы публичной политики (июнь 2006 г.), В. Найшуль, президент национальной модели экономики, заявил: «С 1917 года... ни сама российская власть, ни её решения не одобрялись страной консенсуально. Вся послереволюционная политика вплоть до сегодняшнего дня является открытым насилием одних групп над другими. У нас... не прекращается холодная и горячая гражданская войны. Надо её кончать, мириться».

В условиях отсутствия примирения политических сил в обществе создаются предпосылки для накопления энергии протеста и ненависти «против» тех, кто сегодня у власти, как это имело место в период существования СССР.

По словам политолога С. Кургиняна, «в советской элите шла некая долговременная, системная работа, которая копила энергию всех, кто ненавидел КПСС и советскую власть, не только диссидентов... Когда данный процесс захватил партийно-государственную элиту, то дух реванша и выплеснулся в 90-е годы, а вместе с ним всё низменное, что идёт уже от охлократии: «Бей, круши, прославляй все пороки».

Это издержки любых революционных потрясений. Политолог С. Кара-Мурза их охарактеризовал как проявление «тупого реванша». Именно этим мы объясняем, что в 90-е годы ХХ века произошла не только реставрация буржуазных отношений, но и регрессивный слом всех культурных и традиционных ценностей народа России. В стране оказались перевёрнуты вверх ногами принципы добра и зла, морали и порока.

С другой стороны, в обществе никуда не делись те, кто себя идентифицирует с жертвами Кровавого воскресенья (9 января 1905 г.), массовых расстрелов красных белогвардейцами в годы Гражданской войны, расстрела Верховного Совета РФ 5 октября 1993 г. Теперь они ждут своего реванша. В подтверждение данного тезиса приведём цитату из заметки, опубликованной в газете «Мысль» (орган Российской коммунистической рабочей партии): «Поворот истории вспять бумерангом ударит их. Придёт возмездие за наших предков, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войны в рядах нашей доблестной Рабоче-крестьянской Красной Армии».

Если не прервать эти процессы, то общество будет двигаться в никуда. В философии это движение называется стремлением к «дурной бесконечности» (Г. Гегель). Чтобы прервать порочный круговорот, современная российская элита, разделённая по партиям, должна найти в себе политическое мужество на пути к примирению в оценке прошлого. Инициатором этого процесса должно выступить высшее политическое руководство страны. Оно должно начать с возложения венков на могилы не только представителей белого движения (Деникина, Каппеля и др.), но и красного (Фрунзе, Ворошилова и др.)

Между прочим в античных Афинах после кровавых гражданских войн провозглашалась «амнезия», то есть во имя общественного мира и согласия запрещалось под страхом смертной казни публично напоминать, кто и с кем воевал и какие звер­ства совершал. Уже тогда у древних греков было понимание: нельзя постоянно посыпать солью едва зарубцевавшиеся раны после социально-политических потрясений. К сожалению, в гражданских войнах нет стороны, которая была бы только виноватой или только справедливой. Природа данных войн такова, что в их возникновение каждая из противоборствующих сил вносит свою лепту в формирование революционной ситуации, которая затем, как правило, заканчивается братоубийственной гражданской войной.

Кстати, подобного рода попытку примирения предпринимал Президент РФ Б. Н. Ельцин, когда своим указом в 1997 г. назвал 7 ноября праздником примирения и согласия. Однако политическая новация провалилась. Не была проведена соответ­ствующая пропагандистская работа в массах, да и сама социально-экономическая ситуация в стране (огромный разрыв между богатыми и бедными, безработица, многомесячные задержки в выдаче зарплаты, пенсий, пособий) никак тогда не способ­ствовала появлению духа взаимного миролюбия в обществе.

Вряд ли можно согласиться с инициативой политического руководства страны по отмене 7 ноября как общенационального праздника. Она нисколько не способствует гармонизации политических настроений в обществе. По данным Левада-центра, данный шаг только усугубил ценностный раскол в обществе. 68 процентов респондентов отрицательно отнеслись к такому факту.

В качестве примера можно привести французский опыт бережного отношения к собственной истории во имя единства нации. Действия якобинцев во главе с Робеспьером вряд ли в почёте у тех, кто сегодня у власти. К тому же согласно опросу общественного мнения, 64 процента французов считают, что террор является трагедией, запятнавшей революцию. 66 процентов опрошенных заявили, что в условиях того времени они были бы против казни Людовика ХVI и Марии Антуанетты. Тем не менее французы понимают, что революция была Великой, поскольку разделила историю не только Франции, но и во всей западной цивилизации на периоды «до и после». Так вот и Октябрьская революция по масштабности и глубине воздействия на российское общество и мировую цивилизацию была ярчайшим событием. Благодаря ей в ХХ веке страна стала одной из двух мировых дер­жав наряду с США.

Следовательно, уважение истории и самих себя должно основываться не на очередном переосмыслении прошлых фактов в интересах пришедших к власти тех или иных политических сил. Оно обязано базироваться на поиске общих исторических ценностей, реализация которых не раскалывала бы, а объединяла российское общество. Нам нужна политкорректность в оценке советского прошлого, как и любого спорного периода в истории государства (эпоха Ивана Грозного, Петра I, Александра I и т. д.), а не идейная разруха в головах. Без этого России не встать на путь политико-экономического прогресса.



Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе