Власть политтехнологов, или политтехнологи во власти

Страсти, кипящие вокруг отмены выборов, — не самые бессмысленные действия избирателей. 
С одной стороны, выборы давно превратились в фикцию, и от личности кандидатов ничего не меняется.
Ну, допустим, уйдет из Рыбинска Можейко, и на его место будет назначен, например, Ситников. Или снимут с политической сцены по многочисленным требованиям зрителей губернатора Ястребова. И «назначат» в Ярославскую область какого-нибудь маловразумительного политтехнолога или менеджера «недряной» корпорации на грани «неуда». А еще, не нарушая традиций, выстроят карьерную лестницу для чиновников Ярославля. И пойдут они плечом к плечу вверх, ветром гонимые, солнцем палимые и оплеванные «простыми избирателями» — так ведь они привыкли называть свой электорат?

Ну и что? Да ровным счетом ничего не изменится! Все кандидатуры будут согласованы сначала с Ярославлем, а потом и с Москвой. Все будут выполнять разнарядку «сверху». Причем, выполнять тщательно, с оглядкой на конкурентов и из глубокого чувства самосохранения.

Так вот. Суета вокруг выборов полезна тем, что заставляет авторов идей делать шаги, которые можно оценить вполне конкретно. В духе времени. В рамках узкоспециализированных интересов. В тренде «Единой России». Однако шаги эти постепенно выносят пену на поверхность.


Рыбинск

Сеть над Рыбинском раскинули ярославские политтехнологи. Именно они определяли, кого допустить до сентябрьских выборов депутатов. Затем они ломали через колено тех, кто был недоволен избранием Долгова председателем. Потом они устроили форменную истерику по поводу его досрочного отстранений. Но, конечно, от Рыбинска не отвалили.

Их имена знают все те, кто интересуется политикой в Ярославской области. Однако публично говорить о них в таком аспекте не принято. Потому что… Потому что не принято, и все тут. Но мы нарушим традиции и назовем всех поименно.

Павел Зарубин и Павел Исаев. Первый сегодня готовится занять кресло председателя ярославского муниципалитета. Второй является заместителем председателя Ярославской областной думы. И, собственно, все, что сегодня происходит на политическом поле Ярославской области, все более-менее видные публике кандидатуры — все продумано, согласовано и настоятельно рекомендовано (читай — навязано) ими.

Итак, Рыбинск. Историю отмены выборов рассказывать не будем. Подчеркнем лишь, что многие депутаты, отменившие выборы, на ушко и в уголочках шепотом говорят о том, что их «заставили». А будь их воля, уж они бы проголосовали «за» самые что ни на есть прямые выборы главы Рыбинска и мэра Ярославля. Ссылка на Исаева и Зарубина, конечно, была бы не единственно верной. Политтехнологи транслируют волю администрации Президента, что не особенно и скрывают. Транслируют, правда, грубо и неинтеллигентно, что можно объяснить «головокружением от успеха». Впрочем, глубокая лояльность и армейское послушание — это сегодня прямой путь к орденам, креслам и мандатам, посему скрывать-то им особенно и нечего.

Что случилось в Рыбинске за последние несколько дней? Публичные слушания по отмене выборов рыбинского главы (назовем это так) были проведены почти безупречно. Что не удивительно, поскольку ярославский вариант скандала политтехнологов не устроил — говорят, что кое-кто основательно получил за них по шапке.

Итак, отмену выборов в Рыбинске «народ» согласовал. И уже уверенные в себе рыбинские депутаты отказались рассматривать вариант объединения должностей главы Рыбинска и главы администрации.

Тут тоже не обошлось без длинных рук политтехнологов. Во-первых, все решения в Рыбинске сегодня принимает ярославская «Единая Россия», а не рыбинские депутаты по закону о местном самоуправлении. В президиум регионального политсовета «Единой России» входят оба политтехнолога. И именно там решается не только судьба выборов в Рыбинске, а персональные данные председателя рыбинского совета, будущего сити-менеджера и прочих фигур, намеренных занять должности в Рыбинске.

Так что если кто-то из депутатов говорит, что он «принял решение», не верьте. Решение за него приняли, вложили ему в рот и тщательно контролируют депутатскую артикуляцию.

Несогласованные действия караются жестоко. Вплоть до исключения из партии. По крайней мере, после «революции» в Муниципальной совете Рыбинска, когда смена председателя была не санкционированной, обиженные политтехнологи разошлись не на шутку. Они объявили выговоры рыбинским лидерам-единороссам и, видимо, по инерции — беспартийному и.о. главы Рыбинска Леониду Можейко. А заодно поставили вопрос — даже страшно подумать! — об исключении из славных партийных рядов рыбинского депутата Игоря Палочкина, считая его одним из организаторов переворота. Впрочем, Палочкина так и не исключили, выговоры затухли в обыденной жизни. Но контроль над Рыбинском стал тотальным.


Будущее Рыбинска

Оно не радует. Например, как оценивать реакцию рыбинских депутатов на отчет и.о. главы Рыбинска за 2014 год? Показать «кто в доме главный». Депутат Сергей Ситников, примеряя на себя должность главы рыбинской администрации, высокомерно заявил, что голосовать по поводу отчета не намерен. А что такого-то? Можейко в число фаворитов ярославских политтехнологов не входит, повышать тарифы на обслуживание жилого фонда в Рыбинске не хочет — чего церемониться-то? Вот когда Ситников доберется до кресла главы, тогда уж он позаботится… О чем позаботится Ситников — как-нибудь в другой раз. Впрочем, не факт, что до должности сити-менеджера доберется именно он. Ситников — не единственный, кто спит и видит себя в новой роли. Другой вопрос — чья фамилия устроит ярославских политтехнологов? Помните, где принимаются решения по поводу Рыбинска?


Ярославль

Ярославль приносит «Единой России» еще большую головную боль, нежели Рыбинск. В Рыбинске достаточно сделать пару-тройку звоночков, попросить вмешаться губернатора (о нем — чуть позже) — и все, дело сделано.

Ярославль — город сложный. Тут уж точно нельзя выборы проводить, потому как практика показала, что не все игры политтехнологов заканчиваются победой.

В Ярославле эффективен закулисный административный ресурс. Вот муниципалитет громко объявляет, что готов поставить «неуд» работе и.о. мэра Нечаева. Официальная цель — убрать неэффективное управление, неочевидная задача — занять нужные должности. Дальше происходит банальный торг. «Двоечнику» Нечаеву предлагают повышение — должность заместителя председателя правительства, на что он с радостью соглашается. Правительство в результате приобретает провалившегося в Ярославле (или неугодного политтехнологам?) менеджера, его кресло занимает Малютин, накануне поставивший жирную точку на прямых выборах мэра, а Павел Зарубин со вторых ролей начинает блистать в официальном статусе «главнокомандующего» ярославским муниципалитетом.

Эта довольно грубая работа будет проглочена избирателями по совокупности фактов, о которых поговорим позже. Почему — грубая? Потому что смешно предлагать повышение человеку, стоящему на грани получения неудовлетворительной оценки. И смешно сразу после удачного торга говорить, что, дескать, ошибочка вышла, работа-то не так уж и плоха, как о ней думали неделю назад.

Впрочем, все это мы проходили осенью прошлого года, когда отменялись выборы. Сначала политтехнологи убедительно выступали, что прямые выборы надо сохранить в Ярославле и Рыбинске (не забывайте, чем они привыкли зарабатывать на жизнь), а после пинка «сверху» также убедительно рассуждали о необходимости отмены выборов в этих двух городах. Забудьте о логике, когда имеете дело с политтехнологами.


Ярославская область

К переменчивости мнений наших героев мы еще вернемся. А пока — о губернаторе. Есть мнение, и оно не случайное, что слова в устах Сергея Ястребова не всегда самостоятельны. Предложи ему Зарубин или Исаев позвонить рыбинскому депутату и «попросить» не нарушать стройную вертикаль власти — он вряд ли откажет.

Но не это главная интрига. Главная интрига — будут или нет в Ярославской области выборы губернатора.

Если кто-то думает, что список областей, где будут избирать губернаторов, закрыт окончательно, тот сильно ошибается.

Вот может же быть такое, что Сергей Ястребов вполне устраивает не только ярославских политтехнологов, но и самый-самый «верх» политверхушки. Ну, или преподносят «наверху» Ястребова так, будто бы он всех устраивает. В общем, почему бы не попытаться получить кредит доверия еще на пять лет. Так сказать, для верности, чтобы можно было заняться долгосрочным планированием жизнеобеспечения и карьеры.

А дабы все сделать наверняка, надо предстоящие выборы спланировать. Кто может составить управляемую «конкуренцию» Сергею Ястребову? Вариантов много. Представьте себе, что избирателям предложат на выбор три-четыре фамилии. Например, в таком сочетании: Сергей Ястребов, Михаил Боровицкий, вечный единороссовский «паровоз» Валентина Терешкова и условный сантехник Вася Пупкин.

Дальше можно выборы вести по плану: снимать кандидатов, публично отказываться в чью-то пользу… Конечно, фамилии эти названы произвольно. И конечно, мы можем увидеть иное развитие событий вокруг Сергея Ястребова. Но может же случиться и так, что избирателям предложат именно такой расклад кандидатов?

И кто там говорит, что Ястребов — без шансов? Шансы есть у тех, за кого платят политтехнологам. При этом речь не всегда идет о банальной валюте.

Собственно, к чему это все? А к тому, что по большому счету всем безразлично, останется Ястребов или отправят его в какой-нибудь высокооплачиваемый отстойник для бывших губернаторов. Ради народа, что ли, будут его снимать или вести на выборы? Ключевое слово — «вести», потому что само по себе мнение любого кандидата в Ярославской области ничего не значит. Кого политсовет «Единой России» согласует с «верхами», того народ послушно и изберет.

Так вот. Нам дали ясно понять: главное — не российский закон о местном самоуправлении, не Конституция РФ и не уставы городов. Главное — мнение политсовета «Единой России», которое всегда совпадает с мнением политтехнологов (или в обратной последовательности). Так что не тешьте себя иллюзиями: никто не займет должность главы администрации Рыбинска без партийного согласования. А качество кандидата, ценимое политтехнологами всего мира, одно — платежеспособность клиента.


Послесловие

Тезисы статьи можно развивать на основе существующей информации.
Не стоит воспринимать этот материал, как аналитический. Констатация ситуации.
Достало!
Автор
Юлия Муратова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе