Воздушные замки «Страны ямщика»


В нынешнем году гавриловямцы с полным правом претендуют на собственный отсчёт времён. Новый настольный календарь выпустили они под шапкой «300 лет со дня Полтавской битвы». Глянцевый лист украшен крылатым высказыванием главы района Николая Бирука: «Я верю в расцвет российской глубинки» – и панорамой Великосельского кремля (он и на нашем снимке) – самого раннего и самого значимого, по мнению историков, памятника «превеликой виктории» в современной России, одной из главных достопримечательностей на туристской карте ямщицкой сторонки. Из очередной командировки в село Великое и Гаврилов-Ям вернулись наши корреспонденты.


Что там, в сундуке
 – На золотом сундуке сидите! – сказал как-то гаврилов-ямцам, имея в виду их историю с географией, великий краелюб и мышевед, давний друг нашей газеты Владимир Гречухин. Что хранится в том «золотом сундуке», «Северный край» рассказывал множество раз. В кругу наших постоянных читателей вроде как даже и некорректно напоминать, за какие заслуги села Великого перед Россией виды с его кремлём, с особняком полотняного фабриканта Локалова, прудами, торговой площадью печатались на открытках Всемирного почтового союза.


Местные хранители ценностей – книжники и музейщики – много чего занятного вынесли на свет божий из того заветного сундука. Чуть ли не всем районом собирали коллекцию упряжи, повозок, карт и других причиндалов почтовой гоньбы. Первый и единственный в Отечестве нашем «Музей ямщика» не только один из самых оригинальных музеев в России, но и один из самых холодных – наша газета тоже об этом писала. Разместили его в бывшем леднике усадьбы управляющего фабрики Локаловых, стены там не капитальные, а потолка нету вовсе – не протопить.

После того, как год назад передали его в частные руки, зимой теплее там не стало, но туда пришла молодёжь. Менеджер по туризму и поэт Вадим Губинец написал сценарий программы для всей семьи «В гостях у ямщика» и сам исполняет заглавную роль. Мы поэтому его первым и нашли в Гаврилов-Яме. С порога попросили: мол, не прокатимся ли с ветерком по ямщицкой сторонке? Просьбу деликатно обосновали: собирались же открывать при музее конный двор.

 Знакомили журналистов с покладистым симпатичным рысаком по кличке Рубин. У замглавы района Владимира Серебрякова были романтические планы – катать туристов на тройках, встречая их чуть ли не у поворота на Великое и Гаврилов-Ям с московской трассы. Хозяева сразу же остудили наш пыл: предложить гостям могут разве что автотранспорт. Рубина, оказывается, брали в аренду для фольклорных массовок, а конный двор при музее пока «не вырисовывается».
 К вопросу о лошадях. С ходу провели мы нехитрое, зато вполне независимое блицрасследование. В отчётных данных о социально-экономическом развитии района легко отыскали мы сведения и про его рейтинг в области (кстати, неслабый – в первой десятке конкурентов), и про цифру 13 тысяч туристов, что в прошлом году посетили «Страну ямщика», и, допустим, про очень приличный урожай льна-долгунца в ЗАО «Рассвет» – больше 15 ц/га. Да только вот ничего в годовых сводках не нашли мы про лошадей ямщицкой сторонки, ну ни слова не нашли. Возможно, это потому, что просто похвастаться нечем. Где-то есть, есть, говорили нам, лошадки, и по деревням, и в Гаврилов-Яме, и в Великом – там только что на Масленицу в санях детишек катали, частники расстарались. Но ведь там конюшня, мы знаем, была – в сельхозтехникуме, с вольером для выездки, спортивной секцией – скакунов обихаживали студенты.

Если не вдаваться в подробности, история там получилась такая. Года два назад совхоз всю конюшню, дюжину или около того лошадей, продал частному лицу для туристского сервиса. Время идёт, от того сервиса теперь остались одни воспоминания, а своих лошадушек ямщицкая сторонка не уберегла. Как нам стало известно из надёжных источников, продали их за пределы района. «Безлошадная страна ямщика» – как-то, право же, не звучит.
 Вот и выходит, что единственный в своём роде замысел с её освоением, даже несмотря на те прошлогодние тринадцать тысяч гостей, остаётся, попросту говоря, в подвешенном состоянии, то есть на бумаге, в компьютере, в головах, где угодно, только не в жизни.
Плюс к тому и локаловскую усадьбу, и Великосельский кремль давно пора реставрировать в комплексе. Хозяйственный двор особняка с бывшими кучерской, конюшней, баней сплошь аварийный.
 Из двух храмов кремля в божеский вид приведён только один. Статус у этих памятников, усадьбы и кремля, разный – соответственно федеральный и региональный. Но восстанавливать-то их надо независимо ни от каких статусов, потому что оба они – ценности общенациональные. За ними Петровские реформы, Полтава, где сражались и гибли наши соотечественники со всей России – и этим, думается, уже сказано самое главное.
 За ними судьбы исконно русского льняного промысла, имя Фёдора Шехтеля, его проекты: Ярославский вокзал в Москве, здание МХАТа в Камергерском переулке, домик с мезонином в Мелихове, где друг Шехтеля Чехов написал пьесу «Чайка». Ещё добавим к слову: Фёдор Шехтель был председателем жюри того самого конкурса на лучший проект театра для Ярославля, в котором победил воспитанник Московского института живописи, ваяния и зодчества Николай Спирин.
Реконструированный с использованием первоисточников оригинал у ярославцев каждый божий день перед глазами. Аксиому проверили жизнью Прекрасных воздушных замков проекта «Страна ямщика» без инвестиций на землю не опустить. Эта простая и всем понятная аксиома прошла недавно испытание жизнью.
 В предвидении трёхсотлетия Полтавского сражения (до годовщины осталось меньше полугода) отдел по культуре, спорту и делам молодёжи администрации района о проблемах с восстановлением усадьбы Локалова и кремля в селе Великом напомнил департаменту культуры и туризма. В ответ получил разъяснения со ссылкой на законы о культурном наследии и о принципах местного самоуправления, почему рассчитывать на помощь из областного бюджета отправители запроса не вправе. Логика ответа такая. «Усадьба городская Локалова, 1888 – 1890», да – объект культурного наследия федерального значения. Но находится он в собственности муниципальной, обеспечение его физической сохранности и его содержание относятся к компетенции поселения и «за счёт средств областного бюджета не финансируется».

 С кремлёвским же ансамблем районные власти попытались попасть в федеральную целевую программу «Культура России» на 2006 – 2010 годы. Отказ получили, по словам нашей собеседницы, специалиста отдела по культуре Светланы Ручкановой, «по обратной логике». Конкурсные заявки принимаются только на памятники федерального значения, а статус храмов кремлёвского ансамбля как памятников истории и культуры – региональный. В общем, оставили глубинку наедине со своей головной болью. Утешаться нашим собеседникам остаётся только тем, что услышали они от коллег из комитета по туризму: те дали понять, что без поддержки на трёхсотлетие Полтавы они село Великое не оставят.
Москва, правда, интерес к предстоящему Дню Полтавы обозначила. По заказу администрации президента страны снят часовой фильм, показан по каналу «Россия». Своё слово о праздновании круглой даты высказали с экрана украинцы и шведы. Россиян же представляло в этом фильме наше село Великое, настоятель прихода его храмов отец Алексей, участники последней рекон­струкции «превеликой виктории» возле стен кремлёвских.
Выдали в эфир телепремь­еру, и снова в столицах всё стихло. Между тем сама православная община рук не опускает. У её прихожан та «Страна ямщика» и в душах, и в повсе­дневных делах.
Взялись вплотную за тёплый храм Покрова – внук Аникиты Репнина заказал его и построил. Переложили алтарь, отсыпали полы, уже на треть осилили их стяжку. Новые рамы поставили. На Рождество уже службы шли. Есть у прихода небольшая гостиница для паломников, свои кузница и столярка – сабли, ружья для батальных игр оттуда. В отсутствие батюшки разговор о предстоящем трёхдневном празднестве поддер­жала казначей прихода, краевед Татьяна Басова. Показала классы приходского центра творчества в отремонтированном доме священников. Вздохнула Татьяна Анатоль­евна: праздник, дескать, снова будем устраивать с Божьей помощью на людские пожертвования.
 Чтобы подбодрить гостей из газеты, провела в одну из мастерских, где идёт к концу ремонт. Показала стоящий в углу гончарный круг, подаренный друзьями-попечителями из керамического цеха в недальнем селе Гагарине. С такими словами прощалась: – Будем учить ребят, проводить мастер-классы, и для туристов тоже. Заработаем и на восстановление храмов, и на празднование Дня Полтавы. Так исстари водилось на Руси – одолеем невзгоды всем миром.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе