Выплывем к 2014 году

Из 15 тысяч работников на «Автодизеле» осталось 9 тысяч. И ожидаются новые сокращения 

У проходной моторного завода немноголюдно. С поднятой головой никого не встретишь. Люди, ссутулившись, двигаются на остановку. В пятницу еще энное число рабочих моторного получило уведомления о грядущих сокращениях. Расписались в квиточках – «с приказом ознакомлены». Леонид Афанасьев, председатель профсоюза «Солидарность» на моторном заводе, пересчитывает фамилии своих сокращенных: 

– Еще ничего не решено, – говорит Леонид Васильевич. – Это мои люди, я попробую их восстановить. 


Ежеквартально ОАО «Автодизель», Ярославский завод дизельной аппаратуры, лихорадит. Ежеквартально в центр занятости населения поступают «списки потерь», которые поражают масштабами: с заводов сокращают по тысяче-полторы человек. Причем потери исчисляются не только сокращенными. Если в докризисные времена средняя зарплата по «Автодизелю» составляла 20-22 тысячи рублей, сейчас – 9-10 тысяч рублей. 

А подайте нам Путина-Медведева! 

Ситуация в машиностроительном комплексе напряженная. Наш автопром сократил производство на 60-70 процентов, – констатирует Сергей 

Полищук, исполняющий обязанности председателя Комитета промышленности Департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, курирующий предприятия металлообработки, машиностроения, в том числе предприятия дизелестроения Ярославской области. – Если до кризиса моторный выпускал 6-7 тысяч двигателей в месяц, то сейчас только 1,5-2 тысячи. 

– Если бы наши заводы выпускали автомобили, а не части, то все бы было намного проще. Поэтому еженедельно мы проводим мониторинг на предприятиях, по результатам которого пытаемся разрешить острые вопросы. Например, 

18 предприятий (в том числе ЯМЗ и ЯЗДА) вошли в категорию предприятий федерального значения, а значит, им будет легче получить поддержку от государства. А это очень важно. Помните, Путин приезжал на рыбинский «Сатурн»? После этого предприятие получило заказы. Сейчас за Волгой строится моторный завод. На него возлагаются большие надежды: будем выпускать экологичные двигатели ЯМЗ-530, международного стандарта ЕО-4. 

Упования на доброго барина, который приедет и рассудит, после Пикалева вообще зацвели махровым цветом. После июльского визита премьера Путина в Ярославль Группа ГАЗ может получить финансовую поддержку на строительство завода по производству дизельных двигателей 530-го. Кредит может дать ВЭБ или Минрегионразвития. Частично новый завод решит вопрос с занятостью. Но всех работников моторного, дизельного и топливного на новый завод не трудоустроишь. Всеми силами снижая сегодня социальную напряженность, просчитывают ли власти макроэкономические последствия своих действий – господдержки предприятий? По мнению ряда экономистов, власти пытаются решить проблемы здесь и сейчас, отодвинув думы о долгосрочной перспективе на задний план. 

Выживают на книжках да на пособиях 

Ярославская семья Алексеевых еще год назад работала на ЯЗДА почти полным составом. Первым семь месяцев назад сократили главу семейства – Александра Савельевича. Сейчас на заводе дорабатывает последние деньки его супруга, мастер одного из цехов Елена Николаевна. Она только-только достигла пенсионного возраста. Младшему сыну Алексеевых, Андрею, повезло. 24-летний молодой человек остается на производстве. Рабочая неделя – трехдневка, соответственная и зарплата. 

– Все проблемы от того, что нет четкой линии, – философски рассуждает Алексеев-старший. – Сколько автомобилей нужно стране? Никому не известно. А вот раньше мы четко знали, сколько чего нужно. Я так думаю, чтобы спасти завод, нужно ехать к Путину, выходить из группы ГАЗ. 

Вряд ли поездка к Путину решит проблемы ярославского машиностроения. Закона о национализации в России нет. А все озвученные законодательные инициативы предполагают выплату возмещения за национализируемое имущество из федеральной казны по рыночной стоимости. При таком раскладе государству достанется обремененный долгами, поручительствами и гарантиями изрядно пошатнувшийся бизнес за астрономическую стоимость. 

Сергей С. (имя по просьбе изменено) тоже работал на одном из ГАЗовских предприятий нашей области. Жил – не тужил, пока волна сокращений не накрыла его. Высокий пост и приличную, по посту, 

зарплату пришлось сменить на максималку биржи труда – 4900 рублей. Теперь далеко не пенсионер Сергей занимается продажей книг. Работка-то так себе, а что поделать, на субсидиях от государства не продержишься: коммунальные платежи не уменьшаются, а только растут. В нынешнем отопительном сезоне тарифы вырастут еще на 10 %. Да и продукты в магазинах дешевле для сокращенных не становятся. Нужно как-то выкручиваться. 

– Стала меньше покупать продуктов, – делится попавшая под сокращение сотрудница одного из ярославских заводов. – Раньше какие-нибудь огурцы или помидоры могли и протухнуть, а сейчас купишь 

2-3 штуки – до мусорного ведра дело не доходит. Или молоко, например, купишь раньше, не успеешь кашу сварить, блины печь некогда – безжалостно выливаешь. А теперь прежде чем купить, хорошенько подумаю, а реально смогу, захочу завтра кашу приготовить? При малейшем сомнении бью себя по рукам – не покупаю. 

Оптимистическая трагедия 

В Ярославской службе занятости предварительные списки с будущими безработными с ЯМЗ и ЯЗДА появились почти месяц назад. Законодательно так уж заведено, что биржа труда узнает о грядущих сокращениях на месяц раньше, чем обычные работяги. 

– Пока новых данных у меня нет, – говорит директор Ярославского центра занятости населения Олег Кабанов. – 1000 человек собираются сокращать с завода дизельной аппаратуры, около 1750 – с моторного. – Про топливный завод и вовсе не вспоминают. Его судьба уже решена. Рабочих переводят на дизельный, те же, кому не хватит места, попадут под сокращение. – Вакансий у нас достаточно, каждый день появляется что-то новое. Не забывайте, что можно и переобучиться. 

Только толку переобучаться? Если тебе хорошо за сорок или даже немножко за 50? Куда возьмут работать немолодого новичка? Скорее всего, никуда. А найти работу по душе заводчанам, которые в большинстве своем отдали десятки лет машиностроительному производству, практически невозможно. Куда идти? На завод? На какой? Машиностроительная отрасль не расширяется – наоборот, все сбрасывает и сбрасывает обороты, минимизируя собственные затраты. 

– Не согласен, – оптимистично парирует Олег Кабанов. – Можно найти работу по той же специальности. Если не в городе, так в области или даже в другом регионе. 

Оптимистичности Олега Кабанова остается только позавидовать. 

– К сожалению, снижение издержек неизбежно вынуждает прибегать и к крайне непопулярным мерам, связанным с сокращением численности персонала, – говорит генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин. – Ярославский моторный завод не оказался исключением. Это всегда болезненно для коллектива, но эти непопулярные меры важны для того, чтобы сохранить бизнес, сохранить достойную 

зарплату оставшимся работникам, дать возможность в будущем, при увеличении объемов производства, увеличить количество рабочих мест. 

Между тем председатель группы ГАЗ Сергей Занозин на одной из последних пресс-конференций в Нижнем Новгороде заявил, что кризис для группы ГАЗ почти закончился. Во как! Для российского машино- и автомобилестроения кризис не закончился, для владельца бизнеса Олега Дерипаски кризис тоже продолжается – по крайней мере, по его заявлениям газете «Ведомости» кризис продлится еще два года, а у Группы ГАЗ уже наступили лучшие времена? 

– По оценкам аналитиков, выход российского авторынка на докризисный уровень ожидается в 2014 году, а то и позже, – делится прогнозами генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин. – К сожалению, кризис превращается в повседневность на ближайшую перспективу в 2010г. Cегодня ЯМЗ выходит на минимальные объемы производства, так как минимальные заказы становятся нормой. Ярославский моторный завод вынужден перестраиваться, и перестраиваться не на один-два месяца. Руководство ОАО «Автодизель» предпринимает все меры, чтобы завод работал даже при самой небольшой загрузке. С октября меняется такт сборки двигателей на выпуск 90 двигателей в смену, с изменением расстановки, что должно обеспечить заводу в основном работу в пятидневном режиме на ближайшие полгода. 

Жесткая оптимизация расходов на крупных ярославских предприятиях приведет к очередному витку социальной напряженности в регионе. Абсурд в том, что региональные власти практически беспомощны в попытках повлиять на ситуацию. Либо проблема будет решаться на государевом уровне, либо... 

Наталья Колбина

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе