Ярославль без горячей воды – необходимость или разгильдяйство?

Три недели на профилактику – это срок «с запасом».

Павел УРАЛЬСКИЙ Наш корреспондент пытался выяснить, насколько необходимо сезонное отключение горячей воды

Ежегодно, независимо от показаний уличного термометра, весной и в начале лета тысячи ярославцев вынуждены поневоле лишаться такого неотъемлемого минимума привычного комфорта цивилизации, как горячая вода. В один прекрасный день на двери подъезда появляется зловещее объявление, и… начинают горожане носиться с кастрюлями и чайниками из кухни в ванную и обратно.

Но настолько ли это необходимо? И, может быть, возможно в разы сократить сроки отключения воды? Чтобы выяснить этот волнующий многих вопрос, я попытался разузнать часть подноготной сантехнической работы, и пришел в один из городских РЭУ с заранее заготовленной легендой.

Нужен сантехник

Здание местного районно-эксплуатационного участка выглядело убого и в целом по косметическому состоянию и размерам больше напоминало бесплатный общественный туалет. Впрочем, учитывая мою вчерашнюю вылазку на «зеленую» и два выходных до этого, у меня и у самого видок был не лучше. Небритое лицо отлично маскировало высшее образование и вполне соответствовало человеку, который всю свою жизнь решил связать с тысячами километров прогнивших труб.

В этом РЭУ работал отец одной моей хорошей подруги, что я и решил использовать в своих коварных замыслах в качестве легенды. На этот момент он был в отпуске, что мне также было очень на руку.

 – Здравствуйте, вы знаете Владимира Смирнова? (фамилия изменена) – как можно более уверенно спросил я попавшегося в коридоре немолодого мужичка в рабочей спецовке серо-зеленого цвета, с большим разводным ключом в руке. В моих представлениях так и должен был выглядеть настоящий сантехник.

– Он в отпуске, – безразлично буркнула моя потенциальная жертва и попыталась проскользнуть мимо, но не тут-то было. От меня так просто не отвяжешься.

– Получается, он меня обманул? – изображая на лице конец света, изумился я, тесня мужичка к стене. – Сказал, подойти сегодня, обещал со своим знакомым сантехником свести, обсудить кое-что, – начал я выливать заготовленные заранее фразы, но тут мужик сам подсказал, чем его можно «подцепить»:

– По шабашке что ли какой?

– Так да, – кивнул я, досадно кусая губы.

– А что делать-то надо? – заметно оживился мужичок, и теперь, казалось, уже никуда не торопился. - Ну-ка, пойдем на улицу, чего здесь в коридоре-то толкаться…

Слово за слово, и я уже увязался за своим новым знакомым Евгением на срочные вызовы.

Сроки отключения воды сократимы!

Для большей непринужденности перехожу на «ты» и начинаю раскручивать Евгения по интересующей меня теме. Как вообще работка, много ли денег платят, часто ли подшабашить удается… Однако Евгений не спешил откровенничать и отвечал уклончиво:

– Кот наплакал! В среднем, 6-7 тысяч. А шабашки, это как работать будешь, да и как повезет. Бывает, вообще на одной зарплате сидишь, а когда еще полторы, а то и две такие же «срубишь».

Я плавно перехожу к главному интересующему меня вопросу – отключение горячей воды – какие работы ведутся в это время и можно ли сократить сроки отключения. Однако и здесь мой собеседник продолжает юлить:

- Где-то дома старые, в них много чего менять приходится, а кому-то новые достаются. Зарплату-то одну и ту же платят, поэтому и о шабашках никто забывать и не думает. Сначала стараются платные заказы исполнить, а уж потом все остальные.

Выходит, что перво-наперво наши сантехники берутся за «левые» заработки и только потом за основную работу. Сократить сроки отключения горячей воды можно. Но сантехник не спешит выполнять бесплатную работу - зачем работать на это «трижды проклятущее государство», когда нужно собственную семью кормить? Жильцы же готовы платить деньги из своего кармана, лишь бы работа была сделана быстро и качественно. Порой бывает, у сантехника столько «левака» накопится, что «бесплатные» работы сваливаются на городскую аварийную службу: мол, мы в данном случае ничего сделать не в силах, нет нужных прокладок или оборудования – звоните после пяти вечера в «аварийку».

- Нехорошо, конечно, а что делать? – со вздохом резюмирует Евгений.

Кому на Руси жить хорошо

Заходим к какой-то женщине. Евгений возится с краном на кухне - не более десяти минут, после чего раздается вожделенный хруст банкнот.

– Жень, ну а как вообще происходит ремонт этих теплотрасс? – настырно стою на своем я. – Какие-то работы на самом деле проводятся?

– Ну, естественно! – хмыкает мой немолодой сантехник. – Думаешь, воду просто так отключают, что ли?..

Три недели на профилактику – это срок «с запасом». Самая главная задача любого сантехника на период профилактики – закрутить вентили на вверенных ему домах, чтобы, когда началась опрессовка (проверка труб под высоким давлением. Именно на нее уходит большая часть этих трех недель), отметить по приборам, где нужен ремонт, иначе здесь зимой может прорвать.

- Да зачастую и при опрессовке трубы на раз лопаются! – разошелся Евгений. - Но где – еще найти надо. А уж если сантехник – раздолбай, не перекрыл вовремя вентили на своих домах, тогда вообще «кранты». В домах-то толщина труб не рассчитана на такой напор, вот стояки и трубы у людей и рвет, как воздушные шарики… Так и ждут граждане по месяцу горячей воды всего лишь потому, что кто-то сходил на шабаш и забыл про опрессовку…

Получается, всю эту профилактику можно проводить чуть ли за неделю?  Однако,  жилищники кивают на смежников. Мол, мы-то и за три дня успеем. Но трубы, ведущие от теплостанции к дому, куда длиннее, чем те, что в подвале. А значит, и времени на профилактику и ремонт нужно больше. Действительно, в Ярославле проложено несколько тысяч (!) километров труб с горячей водой. Именно на их опрессовку и замену уходит большая часть тех самых трех недель. Можно ли сократить этот срок? Оказывается, да.

Пластик вместо железа

Через пять лет в Москве обещают горячую воду только на три-четыре дня.  В столице принята программа замены трубопроводов. Вместо кондовых железных труб, которые нужно ремонтировать через 7 - 10 лет, будут класть трубы современные - в «рубашке» из пенополиуретана. А еще - пластиковые. И те и другие могут обходиться без ремонта по 40 - 50 лет!

VIP может помыться всегда

В Ярославле, оказывается, горячей воды лишаются не все. Например, постояльцы в наших гостиницах и отелях всегда имеют возможность помыться. В таких трехзвездочных гостиницах как «Юбилейная» или «Которосль», в большинстве номеров на случаи отсутствия горячей воды установлены водонагреватели. А гостиницы с четырьмя звездочками, такие как, например, «Ринг Премьер отель», по статусу должны иметь либо резервное электроснабжение, либо собственную автономную котельную.

А КАК У НИХ?

В США, Европе и Японии горячую воду не отключают совсем. Система тепловых сетей там не централизованная, а индивидуальная. Вода в дома подается только холодная. В каждом доме - своя мини-котельная, которая подогревает воду и с помощью насоса подает ее в батареи. А горячую воду жильцы «устраивают» себе сами. В каждой квартире - газовая колонка или бойлер, работающий на электричестве. Можно подогреть воду до любой температуры. Хочешь сэкономить - грей чуть-чуть. Минус в том, что если на трубопроводе авария, то в доме пропадет сразу и тепло, и горячая, и холодная вода.

НА ЗАМЕТКУ

Греем воду сами

Если хотите, чтобы горячая вода была всегда, нужно покупать бойлер. Накопительный можно найти всего за 5 - 7 тысяч. Но вот беда - эту «дуру», огромный бак, еще нужно куда-то повесить. В обычную маленькую ванную он, как правило, не помещается. Второе неудобство - к нему нужно тянуть отдельный, как к плите, электропровод. Мощность такого нагревателя обычно два киловатта, и, если «выделенную линию» не провести, будет выбивать пробки. Работа электрика и материалы вам обойдутся в 3 - 5 тысяч.

Второй вариант - нагреватель проточный. Он компактный и стоит дешевле - 1 - 1,5 тысячи. Но вот беда: мощность от 3 до 24 (!) киловатт. Нужно быть готовым не только к прокидыванию отдельной линии проводки, но и к большому расходу энергии.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ

У вас без предупреждения отключили горячую воду? Обещали включить, но не включают? Из крана вместо горячей бежит холодная вода? Жалуйтесь в управляющие компании:

- Дзержинский район - (4852) 55-30-74;

- Заволжский район - (4852) 35-64-09;

- Кировский район - (4852) 72-15-62;

- Красноперекопский район - (4852) 44-17-90;

- Ленинский район - (4852) 73-74-92;

- Фрунзенский район - (4852) 47-86-25.

Павел УРАЛЬСКИЙ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе