Волковский театральный фестиваль - «Доходное место»

XXII Международный Волковский театральный фестиваль продолжила постановка Данила Чащина по пьесе А.Н. Островского «Доходное место». Саратовский государственный академический театр драмы имени И. А. Слонова показал на фестивале спектакль «доХХХод».

Пьеса довольно популярна, и театральные коллективы не редко представляют ее на сцене. На фестивале «БТР» в мае 2022 года я попала на музыкальную интерпретацию произведения от выпускников ВГИК. Также зрители Ярославля в течение года могли видеть спектакль «Профит» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск).

Режиссер Данил Чащин был дважды номинирован на «Золотую маску»:

- «Драма / работа режиссера» — за спектакли «Молодость» по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне», Тюменский драматический театр (2019);

- «Загадочное ночное убийство собаки», Пермский Театр-Театр (2021).

Кроме того, «Молодость» получила номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Кристина Тихонова), «Лучшая мужская роль» (Сергей Скобелев), а «Загадочное ночное убийство собаки» – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Александр Гончарук).

Наконец я доросла до момента, когда могу сравнивать постановки разных театральных коллективов по пьесе! Сравнение у меня пойдет с музыкальным спектаклем ВГИК, который я смотрела лично. Не секрет, что видение режиссера зачастую идет вразрез с видением автора. Это – не плохо, иначе жить было бы скучно! Если мы говорим о постановке ВГИК, то, за исключением того, что она в музыкальном стиле, это – более приближенная к классике интерпретация. Финал спектакля Данила Чащина отличается от авторского варианта.

Итак, чем же особенна версия режиссера Д. Чащина? Он перенес действие в будущее, когда космос освоен настолько, что состоятельные люди, имея «доХХХод», могут себе позволить квартирку где-нибудь на орбитальной станции. Земля загрязнена настолько, что жить на ней невозможно: экологическая катастрофа, загрязненный воздух, испорченная вода. На Земле остаются только бедняки. Жизнь их безрадостная и короткая. Поэтому иметь доходное место в произведении приравнивается к возможности выжить. На какие же средства купить счастливый билет в космическую жизнь? Способ стар, как мир: коррупция, умение прогибаться под влиятельных лиц, продажа себя.

Спектакль космический, но космос не такой, как мы видели в «Циолковском». В «Циолковском» космос – задумчивый, безразличный, хранящий тайны, говорящий лишь с избранными – с теми, кто умеет слышать тишину. Космос Чащина – неоновый. Да, здесь тоже звездное небо, туда-сюда шныряют кометы, но звезды – богатые и известные люди, они тоже светила, но не науки! Никаких тайн, только угарные вечеринки, алкоголь, разврат. Спектакль местами весьма вульгарный: режиссер намекает на проституцию, то есть продажу себя в прямом смысле. Чащин вводит сцены, где по углам парочки в развратных одеждах занимаются интимными вещами с той лишь разницей, что на них противогазы: мы не видим их лиц. Человек как личность обезличен. Жены богатых коррумпированных чиновников коротают время на модных показах противогазов. Юлинька говорит: «Ты не можешь представить, как деньги и хорошая жизнь облагораживают человека. В хозяйстве я теперь ничем не занимаюсь, считаю низким. Я теперь все пренебрегаю, кроме туалета…//… человек создан для общества». Иными словами, неважно, кто ты есть, важно одеться по моде! Противогаз как образ обыгрывает обезличенность и своего рода шоры, за которые богатые люди боятся заглянуть в окружающую действительность. И одновременно наличие противогаза обусловлено предлагаемыми обстоятельствами: как дышать в космосе? Герои то и дело кашляют, по телевизору – да, на орбитальной станции свое телевидение! – показывают густо дымящие производственные районы, мусор и прочее.


Действие происходит в комнате на орбитальной станции. Перед нами шестиугольник комнаты, подсвеченный неоном сверху по периметру. Задник сцены – стена из металлических кубов, каждый из которых обрамлен светом. Герои выезжают на сцену на подвижной ленте сценического круга, они в противогазах и в резиновых калошах поверх обуви – отдаленно внешний вид напоминает костюмы, которые предназначены защищать от радиации. У Белогубова астма, он одет по-спортивному. Когда он нервничает, у него случается приступ астмы, он использует ингалятор. Стиль его одежды намекает на упрощенную форму мышления. Полина заикается. Это – находка режиссера. Через заикание он показывает неуверенность, низкую самооценку героини, ее простоватость. Вышневский выезжает в инвалидном кресле. Образ Анны, молодой жены Вышневского, разительно отличается от видения Островского. Во времена, где происходит действие пьесы, девушку нередко выдавали за богатого и немолодого мужчину. По сюжету родственники Анны «продают ее» Вышневскому, а он компенсирует ей недостатки любовной жизни деньгами. В постановке Чащина подобное обстоятельство уже не актуально, поэтому у него Анна – вульгарная женщина, выскочившая за Вышневского по расчету. Она постоянно употребляет алкоголь. Да, она когда-то любила: в спектакле сохранен монолог, где она рассказывает о ее чувстве к молодому мужчине с чистой душой, но сейчас она та, кто она есть. И, кстати, с Жадовым они в этом варианте отнюдь не близкие друзья.


Позы актеров аккуратно намекают зрителю, что Кукушкина ради того, чтобы Юсов назначил Белогубова начальником отдела, занимается с ним сексом. Юсов идет навстречу, и Белогубов женится на Юлиньке. На свадебных фотографиях их трое: Белогубов, Юлинька и недвусмысленно тискающий ее Юсов. Прозрачные и интуитивно понятные образы, при этом, как и должно быть в хорошем произведении, самого вульгарного действия на сцене нет.

Нравится, как передан образ бедности через интерьер: маленькая квартирка Кукушкиной, шкаф со сломанной дверцей, откуда то и дело вываливается белье! В жилище Жадова и Полины зеленные растения – образ естественности, простоты и самой жизни. Нравится, что задействована оркестровая яма: герои уходят со сцены, опускаясь на лифте. Интерьер полностью передает атмосферу орбитальной станции.

Образ Жадова заслуживает отдельного внимания: черная рубаха и белые «блогерские» кеды отсылают нас ко временам более современным, чем в пьесе. И одновременно его кеды говорят, что он – инфантильный, несерьезный, думает, что самый умный, но думает он не глубоко. Здесь Жадов предстает перед нами, скорее, как персонаж отрицательный: он загубил жизнь молодой жены, заставляет благородную девицу работать, он не уважает дядюшку – смотрите, как он забирается на диван в обуви. В итоге Жадов отвергнет свои моральные принципы, но жену все равно потеряет. В версии Чащина Полина уходит жить к матери и назад не возвращается. Мы наблюдаем падение героя. И играть такого героя должен актер, которому зритель будет сочувствовать: харизматичный, приятный. На мой взгляд, Максим Локтионов идеально подходит! Ему удается задеть зрителя монологами, в которых заключены давно не новые идеи.

Мизансцены дополнены опускающимся на переднем плане полупрозрачным экраном, где транслируются с эффектом «рябой пленки» фразы Жадова, а также фотографии героев произведения. Оценила сцену, где на переднем плане сидят Вышневский, Анна, Юсов и Жадов, а сзади в экран начинают военные колотить прикладами, экран имитирует трещины. Так рушатся шоры, и реальность настигает героев, чтобы воздать им по заслугам. Вышневский здесь умирает далеко не от удара. Он опускается на лифте в оркестровую яму, раздается выстрел, кровь брызгает на лицо Жадова и на бедро Анны. На экране мы видим окровавленное лицо Жадова, изображение рябит и пытается ускользнуть от нас.

Завершает постановку еще одна сильная сцена – сцена похорон, где Жадов появляется в образе нового мафиози, и Юсов трепетно раскрывает над ним зонт. Кукушкина ведет за руку Полину, они выходят с противоположной от Жадова стороны. Все точки над i расставлены!

Хотя мне известен сюжет, я смотрела на одном дыхании! Рекомендую к просмотру, в интерпретации Чащина уникальная атмосфера, интересная подача, да и просто некогда скучать!



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»