Патриотизм – это интересно

На старых картах Ярославская губерния своими очертаниями напоминала сердце. И, по сути, она и являла собою «бьющееся полным пульсом сердце».

7358.jpg

Пока я писала этот обзор, книжная серия издательства «Медиарост» «Ярославские сословия» вошла в шорт-лист XIX Всероссийского конкурса региональной краеведческой литературы «Малая родина». Потому что жизнь всегда живее текстов о ней. А мы подробно рассматриваем третью книгу из другой серии, «Ярославский край». И каждая из них — событие, потому что всё это особенно отзывается в нас, коренных уроженцах Ярославской области. Издание раскладывается на несколько больших разделов: история Ярославии, народный месяцеслов – церковные праздники, будни, приметы и поверья. Потом читатель попадает в этнографический музей, где может ознакомиться с костюмами, с бытом. Отдельно в этом разделе идут обряды. И, наконец, в заключение мы читаем про интеграцию ярославцев в жизнь дореволюционной России в целом. И о том, что это такое – ярославский характер, почему он сложился именно таким, как повлиял на процветание его носителей.

Книга эта похожа на архив: в ней сжатая, спрессованная информация. Извлечь оттуда можно сразу столько сведений, что хватит на несколько отдельных книг. И всё-таки они все живут под одной крышей: случайно это или намеренно?

Книга — архив… Что ж, давайте извлекать файлы по одному. Путь сохранения, кажется, ясен. Это сердце каждого, кому не безразличны история и современность, жизнь и судьба. Если другие две книги серии о Ярославском крае – про настоящее: и флора с фауной сейчас живут и цветут вокруг нас, и города меняются, пульсируют, дышат, благоустраиваются, — то конкретно эта книга больше других обращена к прошлому. Как подсолнух к солнцу.                     

Читая «Историю, традиции, характер», понимаешь, что Ярославль очень часто оказывался на перекрёстках истории, в поворотные, ключевые моменты он всегда подставлял плечо, выставлял рать, вступал в игру, выходил на сцену и так далее… Он — свидетель и творец истории.

Казалось бы, столько было краеведческих изданий, где всё уже сказано, исследовано вдоль и поперёк, освещено со всех сторон… Всё, да не всё. «Медиарост» со своим коллективом авторов сперва в «Библиотеке ярославской семьи», затем в трёхтомнике «Ярославский край» ищет новый взгляд и новые толкования. История в сочетании с жизненным укладом выплавляет характер? Или же характер обуславливает движение пространства и времени вокруг себя?    Всё это вопросы, ответы на которые мы все вместе будем искать в этой книге.

 

История

Istoria1.jpg

…от каменного века. Климат и природа были тогда намного суровее нынешнего. Когда-то тут обитали народы, чьё происхождение затеряно в глубине веков, затем здесь появились меря и весь, финно-угорские племена. Эпохи менялись, менялись и племена. Пришли словене, кривичи, вятичи и норманны. Сначала были распространены охота, рыбалка, скотоводство, земледелие развилось много позже. Культ медведя бытовал в этих местах за много веков до Ярослава Мудрого. Самый древний город Ярославии, по-видимому, Углич. Основные вехи истории Ярославского края хорошо известны, ни одной из них в издании не пропустили. Но пересказывать всё смысла нет: остановлюсь лишь на нескольких, самых значимых моментах.

1549 г.: Ярославль стал одним из мест сбора войск перед походом Ивана Грозного на Казань. Крепость Свияжск была срублена здесь же и переплавлена по Волге.

Истоки Смуты XVI века лежат в Угличе. Их вызвала гибель царевича Димитрия и всё, что последовало за нею.

Из Ярославля в 1612 году ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского двинулось на Москву.

Istoria2.jpg

В 1613 году юный Михаил Романов, избранный на царство, остановился в Ярославле по пути в Москву, отсюда и послал Земскому собору грамоту о согласие на принятие царского венца.

XVIII век: Ярославль - место ссылки Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны.

В 1750 году Фёдор Волков создал первый в России профессиональный театр.

Самое известное произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», было открыто для публики графом Мусиным-Пушкиным, имевшим поместье Иловна возле Мологи. А рукопись куплена у бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря, находящегося в Ярославле.

Дальше совсем уж пунктирно.

Во второй половине XVIII века Ярославская губерния стала одной из самых образованных и просвещённых губерний Российской империи. Отечественная война 1812 года: прифронтовая губерния. Герои Бородинского сражения Тучковы – уроженцы Угличского уезда.

XIX век: уездный Рыбинск уравнен в правах с губернскими городами. Передовая губерния, все блага цивилизации. Купечество практически уравнено в правах с дворянством. Открыто железнодорожное сообщение Ярославль – Москва, Рыбинск – Санкт-Петербург.

i_023.jpg

Начало «настоящего двадцатого века» в Ярославле отмечено стачками и торжествами по случаю 300-летия династии Романовых. 1918 год: крупнейшее антибольшевистское восстание, жестоко подавленное. Раскулачивание, истребление крестьянства, гонения на священство. Индустриализация. Строительство каскада Верхневолжских ГЭС.

Великая Отечественная: 500 тысяч ушло на фронт, 200 тысяч погибло; угроза захвата Ярославской области, приказ удержать её любой ценой. Города Ярославии – место эвакуации раненых и детей блокадного Ленинграда. Демографическая катастрофа после Великой Отечественной войны.

1963 год — Валентина Терешкова, уроженка Ярославской области, стала первой в мире женщиной-космонавтом.

В 1970 г. несколько городов области, во главе с Ярославлем, включены в маршрут «Золотое кольцо России».

…С историей более-менее разобрались. И тут читатель попадает в спокойные воды: раздел «Традиции» открывает народный календарь, месяцеслов. Тут надо понимать, что у наших предков с годовым природным циклом связан был весь уклад жизни. Народный календарь берёт свои корни в языческой древности, но с принятием христианства и церковный календарь глубоко проник в крестьянскую жизнь. С именем каждого святого соединяли вековые приметы, наблюдения. Это сельские мудрости, собранные за многие века. Казалось бы, очень простые… но в них заключается бездна какой-то бесхитростной и прозрачной поэзии. Народный месяцеслов с его певучими присказками помнят многие из нас: часто такой календарь встречался в домах наших бабушек. Кто-то скажет: как это скучно, как далеко от нас, современных людей с высокими технологиями, не привязанных к земле и огородным радостям!.. Не совсем так. И даже совсем не так. Ведь мы – потомки тех, старинных людей, в нас – их гены, их кровь, в которую с молоком матери всосалось размеренное следование годовым циклам. Наше современное общество – давно уже насквозь урбанистическое, жизнь переместилась в города. Мы больше не зависим от неурожая и погодных катаклизмов. Но всё же природные циклы, годовой круговорот отзываются во всех нас: зимняя спячка, весенний подъём, летняя активность, осенняя меланхолия…Помните Фета: «Учись у них — у дуба, у берёзы»…

Между прочим, климат наш разнился даже в пределах губернии: Переславский уезд – юг – и Пошехонский уезд – соответственно, север.

YtiV9vo.jpg

По части традиций нас особенно интересуют редкие обряды, которые существовали только в Ярославской губернии и больше нигде. Граница многих из них проходила как раз по Ярославской губернии. Так, у нас знали редкие виды святочных гаданий. Кошки в избе должны были «нравиться» домовому (иначе не приживались). Чучело Масленицы не только жгли, как всюду, но ещё и символически хоронили. А за порчу погоды отвечал не кто иной, как водяной…

Ярослав – Ярославль – Ярославская губерния… Ярый. Ярило. Бог солнца. Такая вот получается любопытная цепочка. Так как солнце — источник жизни, то Ярилиных дней в году было несколько, а Ярилины дни, получается, для ярославцев родные.

Следующим идёт раздел книги, который можно назвать «занимательная этнография». Захватывающе увлекательно читать об этом, таком недалёком, прошлом. Подробнейшим образом описывая все стороны той жизни, иллюстрируя их картинами, рисунками, фотографиями, книга переносит нас на века назад, превращаясь в машину времени. Как строили деревни, сёла? Что такое русская изба? Это сложная система выходов, лесенок и лазов, когда дом и подворье превращались в целый комплекс, в особый мир. А представьте себе, каким огромным был этот мир для ребёнка! Целая вселенная!

5mQ.jpg

Вот, например, горница… Спорим: вы скажете, что это просто такая комнатка в крестьянской избе. Ан нет: это «чистая» комната, без печей (и потому жили в ней летом). Служила она также гостевой. Избы делились на «пряхи» и «непряхи»: в зависимости от расположения печи. Наша изба, переправленная из окрестностей Мологи в деревню Галзаково, что в Назаровском сельсовете, была непряха. Вот о чём жалею: не успела я сфотографировать и сохранить на память наши наличники. Возможно, это резьба плотников-сицкарей: «сицкарь с топором – что казак с конём».

Если в хозяйстве не имелось бани, то люди мылись в русской печи. Как мои бабка, двоюродная бабка, двоюродный дед и их родители. Я, спустя многие десятилетия сидя возле печного очага, всё смотрела туда, недоумевала, пыталась представить себе этот оригинальный процесс… Такие вот реалии, непонятные последующим поколениям.

WB1sqsk.jpg

Одежда для наших предков была не просто прикрытием для тепла и красоты. Нет, в ней заключалась мгновенная считываемая информация о семейном и общественном положении её хозяина в крестьянской общине. Главным сырьём в наших местах являлся лён. Ну и мы же все понимаем, что очень долго весь процесс производства одежды был домашним, как в любом натуральном хозяйстве. Тот же лён нужно было выращивать, трепать, мять… впрочем, об этом хорошо написано в сказке К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Ткацкий станок, прялка – не диковинки, а обычные предметы домашнего обихода. А ещё одежду красили, наносили на неё узор… Названия многих предметов гардероба мы знаем из русской классики. Рубахи, сарафаны, порты, зипуны, кафтаны, тулупы, рукавицы, треухи… Головные уборы: моршни, сборники, сороки, кики, повойники… Шали, платки, полушалки. Обувь: лапти с онучами, поршни, коты, сапоги… А вот валенки никакая не старина, они появились лишь на рубеже XVIII и XIX веков. Парадный наряд назывался «одежда на вылюдье». Не все знают, что в Ярославской губернии распространён северный тип женского костюма. В том числе это высокий остроконечный кокошник – как на картинках к пушкинской «Сказке о мёртвой царевне».

На границе XIX и XX веков уже начался упадок традиционного костюма.

С одеждой разобрались, остался ещё важный фрагмент пазла: как питались жители Ярославской губернии, какие застольные традиции имели, как связано было принятие пищи с обрядами…Ну вот возьмём, к примеру, банальную яичницу. Утреннюю глазунью, дежурное блюдо! Ту, из которой выросла бессмертная Yesterday. Её использовали, как ни странно, больше в обрядовых трапезах. Как мы догадываемся, мясо на столе крестьянина было далеко не каждый день. Долгие посты, естественно, исключали мясо (посты иногда длились больше 200 дней в году!), свиней-коров забивали под праздники, чаще зимой (чтобы мясо хорошо хранилось: холодильников не было – только погреба и ледники). В том числе и поэтому важный принцип питания – сезонность. Немалую часть рациона составляли грибы, ягоды, орехи, за которыми, как правило, посылали ребятишек: одновременно и забава, и польза. Полупостным продуктом считалась рыба, её ловили много, причём значительно крупнее, чем сейчас. Но уже в XIX веке её запаси стали истощаться. Молочные продукты — скоромное, они употреблялись между постами, а при наличии в хозяйстве коровы на столе всегда что-нибудь да присутствовало: молоко ли, сметана, творог, масло… Однако основой рациона являлась рожь. Недаром есть поговорка: хлеб – всему голова. Опять же, это был «полный цикл»: пройти путём зерна, от сеялки до каравая на блюде. И разумеется, овощи с огорода: капуста, картошка, репа, горох, огурцы, морковь, лук, чеснок... Сладости: мёд, ягоды, яблоки, варенья. То, что сегодня мы назвали бы правильным питанием. Не забудем и про распространённые напитки: хлебный квас, медовый сбитень, ягодные и плодовые взвары, кисель, брага, пиво, ставленый мёд. Из крепких – водка. К концу XIX века вошёл в моду чай.

Вообще, материальная сторона быта имела огромное значение. Крестьяне (а большинство обитателей края – крестьяне) редко когда отличались богатством, поэтому каждый предмет был прежде всего функционален. Почти всё умели мастерить своими руками – лавку ли, люльку для младенца, деревянную лошадку, сундук, прялку…

ra9EzWg.jpg

Читая раздел книги «Традиции», я постоянно вспоминала своих прадедов и прабабок из Брейтовского района Мологского уезда. Как-то было принято у них, в деревнях Верховье и Сенца? Какими обрядами сопровождались посев, жатва, молотьба, как они праздновали Святки и Ивана Купалу?.. Как справляли свадьбы? Как шла под венец моя прабабка Евдокия? Осенью ли, зимой, а может, даже весной, на Красную горку?.. С какими словами прапрадед мой Гаврила приступал к сеянию ржи? «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит», — так говорили у ближайших соседей, в Рыбинском уезде. Свадьба кстати, была важнейшим событием в жизни крестьянина или крестьянки. В каждом уезде имелись свои традиции свадеб, отличавшиеся от соседских. Свои свадебные обычаи, приметы, обереги… В этом томе читатели найдут подлинные тексты невестиных причитаний, припевки и песни с девичников… И свадебные плачи, между прочим, были даже оправданны, потому что про любовь и прочую лирику особо не думали: просто в дом, в хозяйство брали ещё одни рабочие руки. Труд, труд и ещё раз труд. Тяжёлый, но, наверное, благодарный.

В книге «Ярославский край: история, традиции, характер» представлен богатейший иллюстративный материал. Это издание – подарок для визуала, пир для глаз. Смотрите, что можно здесь обнаружить: картины (портреты, жанровая живопись, уличные сценки), лубки, гравюры, фотографии, литографии, старинные карты…

Прошумел над нами XX век. Полностью поменялись реалии, но зато остался характер. Лейтмотив ярославской истории – дорога. Кстати, в противовес поговорке, дороги тут были неплохими. Истоки ярославского характера многие видят в том, что Ярославль находится «на бойком месте». Отсюда свобода и независимость суждений, отсюда живой, деятельный, непоседливый, артистичный, открытый всему новому нрав: общительный, восприимчивый и предприимчивый.

3mNLJtieUWQ.jpg

«Расторопный, деловой, смекалистый, речистый» — таким чаще всего славился ярославец в «отхожих промыслах». Огородники, каменщики, штукатуры, печники, приказчики, артельщики, трактирщики, половые — вот далеко не полный список специалистов, которых поставляла Ярославская губерния. Секрет успеха складывался из внутренней свободы вкупе с практичностью. «Ярославцы — все красавцы». Эта присказка тоже рождена не на пустом месте: многие приезжие отмечали красоту местных жителей, а ярославские женщины считались самыми красивыми в России.

На старых картах Ярославская губерния своими очертаниями напоминала сердце. И, по сути, она и являла собою «бьющееся полным пульсом сердце».

Кем был и кем стал ярославец после всех пертурбаций XX века? Кто он в веке нынешнем? Удалось ли ему сохранить и приумножить свои лучшие качества? Авторский коллектив «Медиароста» предлагает читателям серьёзно поразмыслить на эту тему, хотя настоящее и будущее творим мы сами. Мы с вами, дорогие читатели этой книги!

Эта книга – настоящий учебник краеведения. Мне кажется, она должна появиться в каждой школьной библиотеке, а уж про городские нечего и говорить: стоять ей в красном углу, на самом почётном месте. И семейную книжную полку она украсит, а старшие родственники объяснят младшим непонятные места в ней. И тогда, возможно, больше детей и подростков поймёт, что патриотизм – это не громкие лозунги, не статусы в соцсетях, а память, любовь, уважение и знание. То самое, которое сила.

 

 

 

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»