Светильник веры

Если определить одним глаголом деятельность каждого из трёх сословий, о которых идёт речь в серии «Ярославские сословия» издательства «Медиарост», получится примерно следующее: должен – созидаю – служу. Хранители – строители – пастыри…

lAV4s8NFj1E.jpg

Очень ярким вышло предисловие в третьей книге, «Ярославское духовенство». Это лаконичное, но ёмкое введение в историю христианства в общем контексте – русской православной церкви в целом и её деятельности на ярославской земле в частности.

Духовенство – это мир, который нам, пожалуй, известен менее всего. Много ли мы знаем, опять же, по русской классике?.. «Братья Карамазовы», «Отец Сергий», картины Михаила Нестерова… И ведь всё равно это взгляд со стороны, снаружи. В этих очерках, собранных в научно-популярном издании, приоткрывается завеса тайны, мы наконец-то имеем возможность глубже узнать и понять, как и чем жили российские служители церкви.

Как обычно у «Медиароста», издание богато проиллюстрировано: картины, старинные и современные фотографии, иконы, фрески.   

Побывав в мире усадеб и дворянской чести, в мире коммерции и деловых соглашений, читатели оказываются в мире, который, пожалуй, знаком нам меньше всего: теперь наши герои – представители ярославского духовенства. Интересно и показательно, что самое, так сказать, «оторванное от жизни» сословие стало единственным сообществом, удачно интегрированным в современность. Дворян в России давно нет, есть лишь их потомки – энтузиасты, увлечённо разыскивающие свои корни и рисующие родословные древа. Нынешние коммерсанты называются не купцами, а бизнесменами и предпринимателями. А вот митрополиты, архиепископы и протоиереи так же служат Господу и людям. Церковь, пережив десятилетия жестоких гонений и гибели своих детей, возродилась. А священники, к которым многие из нас ходят на исповедь и причастие… кто знает, возможно, это действующие лица будущих книг?..

iaB0.jpg

А пока ретроспектива – рассказ о духовенстве России былой. О величии и силе человеческого духа, о христианских добродетелях, о причудливых путях к Богу, о разных формах духовности. Основой остаётся лишь глубокая и непоколебимая вера. Как светильник, освещающий любую дорогу – особенно заметный в тёмные времена.

Именно книга «Истории служения» наиболее приближена по времени к нам – многие из пастырей, о которых рассказывает книга, жили и действовали в недавнем ХХ веке. И этот век, «настоящий двадцатый», по слову Ахматовой, проехался по ним всей тяжестью, однако не смог ни сломить, ни победить. Та самая сила духа…

«Когда в мироконечной мгле // Расплачется душа, опомнясь: // Сквозь ваши жизни на земле // Жила евангельская повесть.… (Монахиня Амвросия, «Бутовский реквием»)

1Dkn-RXwq7A.jpg
Молитва. Художник Е.Кизилова 2004 г.

Начинаем вдумчиво читать очерки и созерцать лица и лики тех, чьи имена останутся незабвенны.

Духовный вождь русского воинства Афанасий, митрополит Московский и всея Руси, который отказался от престола через 2 года, не приняв опричнины при Иване Грозном. Остался верен христианским идеалам и выступал против жестокости и насилия. Был, кроме всего, одним из самых одарённых иконописцев своего времени.

Архимандрит Варлаам (Высоцкий), прошедший путь от послушника Песоцкого монастыря до духовника царевен, сестёр Петра Великого, и двух императриц.

Полковой священник Мирон Орлеанский, взявший фамилию в честь Жанны д’ Арк – Орлеанской девы, участник всех битв и походов сперва Русско-турецкой, а потом Русско-прусско-французской войны, за 10 лет службы побывавший в 8 военных кампаниях; впрочем, мирному сельскому служению военный опыт скорее помешал, поскольку ПСТР и ранения – плохие помощники.

Архимандрит Иннокентий (Горицкий) – сирот питатель, бедных подаятель. Долгая жизнь, посвящённая служению Богу, жизнь во славу Божию, полная трудов и духовной помощи людям.

Игуменья Маргарита (Смагина), ставшая устроительницей Казанского монастыря в Ярославле. За 30 лет, что она правила монастырём, тот не просто вылез из долгов, но и процветал. Такая вот карьера по-монастырски. За эти годы обитель, возглавляемая игуменьей Маргаритой, превратилась в образец благоустройства.

Блаженный Пётр Томаницкий, Священник, переживший тяжёлые побои и отраву, после этих испытаний приобрёл падучую болезнь и дар прозорливости. Происходившие с ним чудеса наблюдали там, где он был – и в лечебнице для душевнобольных, и в рыбинском Софийском монастыре.

Протоиерей Родион Путятин.jpg

Протоиерей Родион Путятин, которого прозвали «рыбинским Златоустом», хотя родился он в селе Путятино Рязанской губернии. В качестве настоятеля рыбинского Спасо-Преображенского собора прославился своей редкой добротой и высокой культурой. Его могила находится возле собора, а сборники проповедей и доныне изучают студенты духовной семинарии.

Архиепископ Ионафан (Руднев) получил Ярославско-Ростовскую кафедру в свою бытность архимандритом Димитриева Прилуцкого монастыря в Вологде. При нём на Ярославской и Олонецкой землях построены и восстановлены сотни храмов, училищ, музеев. Для девиц духовного звания он основал Ярославское епархиальное училище. А ещё он был талантливым композитором! Ионафановский звон, созданный им, с 2011 года вновь звучит в Ростове Великом, возрождённый.

Протоиерея Аристарха (Израилева) называли «добрым гением колокольной музыки». Его «епархией» были камертоны колоколов. За 50 лет своего служения он настраивал колокола всех храмов Российской империи, участвовал в международных выставках, получил всемирную известность. Сохранилась фотография, где он снят с самим Листом! Кроме того, он писал монографии, посвящённые исследованию колоколов, и изучал церковные древности нашего края.

Священномученик Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский.jpg
Священномученик Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский.

Епископ Антилохий (Сергиевский-Казанцев) провёл на Ярославской земле 10 лет с перерывами. Вернувшись сюда после долгого перерыва, он получил Угличское викариатство. Известен ещё как крупный учёный-археолог.

Выдающийся богослов и публицист Александр Бухарев (бывший архимандрит Феодор) считается одним из основоположников русской религиозной философии. Его жизнь связана с Переславской землёй. Но попал в опалу за чересчур вольнодумные взгляды и высказывания, по мнению церковного руководства того времени. Профессор, блестящий лектор и педагог, главной идеей которого была мысль о примирении между вечными ценностями христианства и современным обществом; связующим звеном для этого послужило бы искусство, особенно литература. После назначения в комитет духовной цензуры конфликт с церковными властями стал явным, отец Феодор сперва ушёл в отставку, потом вообще сложил с себя монастырский сан, получив унизительное звание «расстриги», тем не менее оставался примером истинного христианина для очень многих современников.

Протоиерей Александр Свирелин тоже не замыкался в границах своего сана: был он ещё историком, учёным-краеведом, действительным членом Московского археологического общества, неутомимым исследователем старины и просветителем.

Архимандрит Ефрем (в миру Михаил Цветаев) около 10 лет служил уездным врачом в Романове-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве), потом внезапно подал прошение об отставке и стал послушником в скиту при Троице-Сергиевой лавре. Там он провёл 14 лет, получил звание соборного иеромонаха, а в 1894 году в качестве священника принял участие в знаменитой экспедиции в христианскую Абиссинию, которая носила характер не только дипломатический и миссионерский, но и научный.

DOCo.jpg

Священномученик Михаил Зеленецкий, в бытность свою священником прихода в маленьком селе Тимохово Мышкинского уезда, много лет посвятил строительству каменного храма и обустройству самого села. Обладал талантом целителя и даром предвидения, увидел Божьей волей и свою страшную судьбу: ЧК – арест – Соловки – расстрел под Архангельском. В 2000 году прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. «Вы – узники расстрельных рвов, // Вы – Столпники Иного Света! («Бутовский реквием»)

В ХХ веке чем ближе к нашим дням, тем больше таких концов – делу венцов: арестован – сослан – расстрелян… И хорошо ещё, если сохранились свидетельства гибели человека, кто-то просто сгинул, став «лагерной пылью», подобно архимандриту Валентину Ляхоцкому. Не многим удалось вернуться из тюрем и лагерей и умереть своей смертью.

Священник Василий Зиновьев, окончив Ярославскую духовную семинарию, был назначен в Югскую Дорофееву пустынь учителем церковно-приходской школы и регентом церковного хора, там получил известность как детский композитор: более ста песен для детей на стихи великих русских поэтов. Стал священником, преподавателем, затем регентом хора ярославского Успенского кафедрального собора. Как духовный композитор прославился на всю Россию, он автор многих значительных произведений, песнопений, кантат: «С нами Бог!», «Русь святая идёт на войну», «На 600-летие явления Толгской иконы Божией матери» и других; ему приписывают авторство знаменитой песни «Вечерний звон». Во время Первой мировой войны ушёл добровольцем на фронт – служить полковым священником и капельмейстером. После революции преподавал, руководил хорами, был арестован, но, как ни странно, отпущен и умер своей смертью в больнице. Сейчас в Ярославле проводится хоровой фестиваль имени Василия Зиновьева.

Протоиерей Александр Державин. Сын священника, сам окончивший Ярославскую духовную семинарию, был назначен надзирателем Угличского духовного училища, потом получил приход в Угличском же уезде. Кроме богословия, всерьёз интересовался литературой, сам писал стихи, публиковался в журналах, сохраняя, однако, скромность: один Державин в истории русской словесности есть, второй не нужен. Когда его перевели в Ростов, увлёкся личностью и деятельностью святителя Димитрия Ростовского и посвятил тому фундаментальный научный труд. В 1931 году пожилой и больной отец Александр был арестован и обвинён в антисоветской агитации, срок отбывал на Севере. Вернулся домой и после долгой светлой жизни скончался на 92-м году.

GBINU.jpg

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). По рождению он не связан с нашим краем, однако из-за арестов и ссылок около 6 лет его жизни связано с Переславлем-Залесским. Валентин хотел стать художником, но любовь к рисованию вылилась в любовь к анатомии, и в итоге он стал врачом. В Переславле работал хирургом земской больницы и именно там глубоко вошёл в церковную жизнь. Здесь, в Переславле, он и замыслил свою знаменитую работу «Очерки гнойной хирургии». В 1921 году, уже овдовев и тяжело переживая утрату, он принял сан священника. А дальше один за другим начались аресты, тюрьмы, ссылки… И Великую Отечественную он встретил в ссылке. И тут же отправил телеграмму в Москву о своём умении и желании помогать раненым. Его назначили консультантом и главным хирургом эвакогоспиталя Красноярского края. Был награждён медалью «За доблестный труд во Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». А в 1942 году он был рукоположен в сан архиепископа и получил Красноярскую епархию. Потом был Тамбов, потом Крым: архиепископ Крымский и Симферопольский. Умер владыка в 1961 году, его провожали тысячи людей со всей страны. Канонизирован как святой.

Архиепископ Никандр (Викторов). Судьбы последних по времени служителей церкви становятся всё более причудливыми – потому что часто они — зеркало своей эпохи, двадцатого века, который был каким угодно, но не скучным. Такова и судьба архиепископа Никандра (Викторова), родившегося в конце 19 века в Мологском уезде. Окончив семинарию, попал в Пермь, оттуда уехал с Белой армией и присоединился к войскам адмирала Колчака, вместе с ним, наравне с солдатами, участвовал в легендарном «Ледяном походе». С белогвардейскими войсками отступил в Китай, где пережил сперва японскую фашистскую оккупацию, затем коммунистические гонения на религию. После смерти Сталина покинул Харбинскую епархию и вернулся на Родину. Здесь до смерти успел послужить архиепископом Аргангельским и Холмогорским, позже Ростовским и Новочеркасским.

nMnw.jpg

Митрополит Иоанн (Вендланд). Ещё одна удивительная жизнь. Тот случай, когда наука и вера никак не противоречат друг другу, напротив, гармонично сочетаются. Константин Вендланд окончил Ленинградский горный институт, стал инженером-геологом, участвовал в знаменитой Таджикско-Памирской экспедиции. Как учёный Вендланд – один из основателей учения о геологических формациях, которое определило направления развития геологии ХХ века. В 1934 году он принял постриг, рукоположен в иеромонахи. Но пока наука оставалась главным в его жизни, и достижения его на её ниве велики. Лишь после Победы его судьба поменяла русло: сан архимандрита, новые назначения, духовная академия, потом духовная миссия в Дамаске. Словно в сказках «Тысяча и одной ночи»… И снова странствия: Европа, Америка, где он провёл 5 лет в качестве архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского. А после этого «самый благодатный период в жизни»: Ярославль, должность митрополита Ярославского и Ростовского в течение долгих и светлых 17 лет. Уйдя на покой, посвятил досуг переводам, сочинениям, живописи, не забывая о любимой геологии.

2iXU6VZcJSM.jpg
Архимандрит Михей (Хархаров), протоиерей Борис Старк, протоиерей Игорь Мальцев. Феодоровский Кафедральный собор, 1983 г.

Протоиерей Борис Старк. Рождённый в дворянской офицерской семье, мальчиком увезённый в Париж, он находил Христа в годы, когда все вокруг его теряли… Профессия инженера и множество работ ради куска хлеба не повлияли на его вхождение в жизнь церкви, ведь стать священником он мечтал с детства. В эмиграции он очень тосковал по России и после Победы сюда вернулся. С 1960 года он служил на Ярославской земле, сначала в Рыбинске, потом в Ярославле: 30 лет в Феодоровском кафедральном соборе!.. На годы его служения пришлось религиозное, духовное пробуждение страны после многих лет безбожия. Роль этого человека для Ярославля трудно переоценить… Для всех он являлся живым воплощением великой русской культуры – вечной, связавшей все времена. Он лично знал Бунина, Мережковского, Шаляпина (которого и отпевал), он застал людей дореволюционной эпохи и иной выделки. Оставил воспоминания, название которых можно считать лейтмотивом его судьбы: «Вся моя жизнь – чудо».

И, наконец, «последний старец» архимандрит Павел Груздев. Любой человек, бывавший в академическом посёлке Борок, знает это имя. Какая внешне печальная и внутренне радостная жизнь!.. Вырос по бедности семьи при монастыре, признан негодным для службы в армии – «дурак», не один раз лишался дома и крова, потом аресты, тюрьмы, лагеря, ссылки, побои, издевательства… При этом – редкая доброта, постоянная молитва. Когда он пел на клиросе в тутаевском храме, его заметил епископ Угличский Исайя – и увидел в нём прирождённого священника. Так и сбылось. В 1960 году приход Троицкого храма в селе Верхне-Никульское, что рядом с Борком, получил своего батюшку. Отец Павел не гнушался никакой работой и наравне с прихожанами трудился на восстановлении храма. Его любили все: церковные иерархи и простые люди, маститые учёные и интеллигенты… Даже атеисты приезжали к нему! Почитали его за дар прозорливости, за приветливый нрав, за мягкий юмор… К каждому он умел найти подход, помнил и узнавал всех, кто приходил к нему за помощью, советом, утешением. Его могила круглый год утопает в цветах.

BM0hnwbpMZU.jpg
«Последний старец» архимандрит Павел Груздев.

Опять же, это не полный перечень имён всех, кто служил Богу в наших пределах. Например, о владыке Михее (Хархарове), архиепископе Ярославском и Ростовском, обязательно будет написана отдельная книга. Бережно хранится память о многих других достойных иереях.

Читая сжатые биографии, видишь, как разнообразна деятельность служителей церкви даже на, казалось бы, таком узком поле… Но, получается, совсем не узком. Смотрите: история, археология, музыка, литература, геология, медицина… Только профессии и искусства, свойственные мирянам, у воцерковлённых, глубоко верующих людей «подсвечены» чем-то Высшим, в прямом и переносном смыслах слова – освещены и освящены. Такие разные и такие в главном одинаковые судьбы: истории служения, истории веры.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»