24 декабря. «Современник». Параджанов, явление второе

Георгий Параджанов уже был гостем киноклуба «Современник» в Рыбинске более полутора десятков лет назад. А в среду, 24 декабря, в 18 часов он представит в ТРК «Эпицентр» свой фильм «Все ушли» — поэтический экскурс в собственное детство.

Девиз картины, созданной в копродукции России, Грузии и Чехии, — «Мы все родом из детства». И так совпало, что этими словами можно озаглавить чуть не всю программу киноклуба в нынешнем сезоне. От советского классического фильма по сценарию Шпаликова «Я родом из детства», чьё название стало крылатым, до нынешнего «Собачьего рая», мексиканского «Танца реальности», не исключая голландских «Северян», — все они, каждый по-своему, показывают мир через восприятие ребёнка и формирование его личности. Что особенно важно в случае Георгия Параджанова.


Юный Гарик, как звали его близкие, вырос в старом тбилисском доме, под одной крышей со своим  дядей, великим мастером кино Сергеем Параджановым, преображавшим всё, к чему он прикасался, в произведение искусства. Атмосфера творческого карнавала предопределила дальнейший путь мальчика. Уже упрятанный на зону, Сергей Иосифович писал племяннику, чтобы не ездил поступать в столичный вуз, понимая, что родичу «государственного преступника» дорога туда закрыта. Базовое образование Георгий получил в Тбилиси, одновременно занимаясь в Театральном институте и на литфаке в Пушкинском. После чего играл в Тбилисском русском театре, в московском «Современнике», ставил спектакли в ТЮЗе. Лишь под конец перестройки поступил во ВГИК и ещё на 1-м курсе снял короткометражку «Сезон похорон», получив за неё гран-при на МКФ в Римини (Италия) в номинации «короткий метр».


Именно этот и ещё два малоформатных фильма показал начинающий режиссёр рыбинцам в 1998-м. А годом ранее написал сценарий «Все ушли», предпослав ему эпиграф из Байрона: «Последний я один из рода доживаю…», и завоевал первую премию на конкурсе, проведённом журналом «Киносценарии» под председательством Алексея Германа. После чего, окрылённый успехом, многократно предлагал его разным киностудиям, но каждый раз в той или иной форме получал отказ.


Тогда же его увлекла драматичная судьба Валентины Караваевой: блеснув в фильме «Машенька» (1942), она попала вскоре в автокатастрофу, навсегда оборвавшую её звёздную карьеру. Более 20 лет актриса играла в одиночку перед любительской камерой, а звук записывала на старый магнитофон. Используя уникальные плёнки и прочие материалы, режиссёр создал пронзительный фильм «Я — Чайка». Далее он не мог не заняться биографией своего гениального дяди, что и сделал, сняв фильм «Я умер в детстве», названный лучшим из множества картин о Сергее Параджанове. Затем последовали другие работы, составившие ему имя в неигровом кино…


И только несколько лет назад признанный режиссёр-документалист заинтересовал своим заветным замыслом кинокомпанию «Атлантик». Вместе с продюсером и оператором он полетел в Тбилиси, нашёл там актёров, почти исчезнувшие неповторимо уютные дворики и редкие ныне предметы ушедшего быта. За несколько месяцев снял 26 часов материала, из которого смонтировал 2-часовой фильм. Его герой Гарри (Зураб Кипшидзе) приезжает через много лет в родной город, заходит в отчий дом и окунается в солнечный, теплый мир детства. Глазами Гарри-мальчика (Арам Магакян) мы видим его строгую бабушку, деда-антиквара, француженку Вердо… Под конец взрослый Гарри попадает к местной колдунье Нине, собирательнице снов, способной избавить «от горького мёда воспоминаний». По словам критика, «выговорившись много лет назад в сценарий, который лёг в стол, как бутылка — в шкаф Нины, Георгий Параджанов откупорил сегодня выстоявшееся вино и выпустил воспоминания на экран».


Едва начавший путь к зрителю фильм «Все ушли» прошумел уже на дюжине фестивалей — от Выборга и Благовещенска до французского Онфлёра, собрав весомый урожай наград. Недаром его окрестили грузинским «Амаркордом».

Однажды в Рыбинске

 

Поделиться
Комментировать