ГМИИ им. А.С. Пушкина объявил выставочные планы на 2022 год.

Масштабным проектом нового сезона станет выставка «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых». Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Морозовыми – представителями богатейшей семьи предпринимателей и меценатов. Зрители увидят знаковые работы Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. «Проект “ПУШ”. История движущегося изображения» станет рифмой к выставке коллекции братьев Морозовых и представит такой же образ идеальной коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея. В ноябре откроется выставка «Век Арчимбольдо», которая представит работы художника в широком контексте европейской культуры позднего маньеризма рубежа XVI–XVII веков. Кроме того, в планах – полномасштабная выставка, посвященная культуре древнего Египта и знакомящая с самыми последними результатами научных исследований мумий; выставка к 200-летию со дня рождения Генриха Шлимана; экспозиция «Война и миф в древних бронзах Осетии. Алания: истоки цивилизации», приуроченная к празднованию 1100-летия крещения Алании и представляющая памятники кобанской культуры из бронзы; выставка-исследование незрительных способов восприятия «Атанор. Котел алхимика»; а также проект «От Пикассо до Кентриджа. Избранные рисунки мастеров ХХ века из собрания Музея Израиля в Иерусалиме», проходящий в рамках обмена с Музеем Израиля.


Альтернативный текст

Мумии древнего Египта. Искусство бессмертия

28 февраля – 31 мая 2022 года

Впервые за 20 лет в ГМИИ пройдет полномасштабная выставка, посвященная культуре древнего Египта, в центре которой находились представления о посмертном бытии. На выставке будет представлено более 400 экспонатов, связанных с погребальными практиками и заупокойными культами: Большая часть артефактов впервые предстанет перед широкой публикой. Это все, что имеет отношение к «посмертной жизни» древних египтян: мумии и мумифицированные останки, саркофаги, погребальные пелены, фаюмские портреты и маски, произведения скульптуры и малой пластики, фрагменты гробничных рельефов, памятники декоративно-прикладного искусства. Уникальная особенность экспозиции в том, что она представляет не только музейные экспонаты, но и самые последние результаты научных исследований мумий, проведенных в Курчатовском институте с помощью цифровых технологий XXI века.


Альтернативный текст

Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых

27 июня 2022 – 30 октября 2022

Выставка шедевров коллекции Михаила и Ивана Морозовых продолжает проекты ГМИИ, увековечивающие память великих московских коллекционеров. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Морозовыми – представителями богатейшей семьи предпринимателей и меценатов. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал для своего собрания произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали произведения Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.

С сентября 2021 года морозовская коллекция представлена в парижском Фонде Луи Вюиттон (Fondation Louis Vuitton), где за два месяца работы ее посетило уже более 450 тысяч человек. Выставка знаменует продолжение культурных связей между Россией и Францией и сотрудничество таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея. Одновременно с выставкой коллекции братьев Морозовых в Москве Эрмитаж откроет выставку произведений из собрания Сергея Щукина, на которой будут представлены шедевры из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина.


Альтернативный текст

Война и миф в древних бронзах Осетии. Алания: истоки цивилизации

Сентябрь-ноябрь 2022

Выставка приурочена к празднованию 1100-летия крещения Алании и представит памятники кобанской культуры из бронзы. Одна из важных задач проекта – открытие для мирового культурного сообщества шедевров кобанского «звериного стиля», не экспонировавшихся ранее и незнакомых широкой публике. Свои сокровища на выставку предоставят Музей древностей Алании, Национальный музей Республики Северная Осетия – Алания и Национальный музей Республики Южная Осетия.


Альтернативный текст

Век Арчимбольдо

21 ноября 2022 – 19 февраля 2023

Джузеппе Арчимбольдо принадлежит к числу самых загадочных и интригующих мастеров рубежа XVI–XVII веков, когда ведущим направлением в западноевропейском искусстве был маньеризм. Он создал запоминающиеся образы, часто называемые ребусами, – олицетворения стихий и аллегории времен года, составленные из элементов реальности. Не случайно звезда мастера снова взошла в годы расцвета сюрреализма после Первой мировой войны, когда его искусство стало трактоваться несколько произвольно. В России выставка Арчимбольдо проводится впервые и приобретает особую важность, поскольку произведения художника в собраниях нашей страны отсутствуют, а в мире их сохранились считанные единицы. Задача выставки – показать работы художника в широком контексте европейской культуры позднего маньеризма рубежа XVI–XVII веков. Творческая разносторонность Арчимбольдо позволяет наглядно продемонстрировать разные грани культуры его времени, в частности, новый тип собирательства, отмеченный особым интересом к утонченным либо редким и странным предметам, а также произведениям прикладного искусства, с которыми тесно связаны рисунки самого мастера.


Альтернативный текст

Миры Шлимана. Выставка к 200-летию со дня рождения Генриха Шлимана

10 декабря 2022 – 10 марта 2023

Генрих Шлиман, родившийся 6 января 1822 года в Мекленбург-Шверинском герцогстве, стал одним из самых известных археологов в мире благодаря своим раскопкам и великим открытиям. В отличие от других ученых-классиков своего времени, Шлиман происходил из бедной семьи и не имел среднего школьного образования. Его путь в археологию отнюдь не был предопределен. Только к 40 годам Шлиман, ставший к этому времени успешным предпринимателем, начал серьезно разбираться в истории древности, особенно интересуясь поэмами Гомера.

Выставка является смелой попыткой исследовать «миры» – представленные как разделы жизненного пути – Генриха Шлимана, сделать их зримыми и осязаемыми, основываясь на его записях в их взаимосвязи с историческими и археологическими артефактами, а также личными вещами, непосредственно связанными с его жизнью. Название проекта отсылает к обстоятельствам биографии героя выставки: Шлиман за свою жизнь побывал почти на всех континентах, несколько раз менял гражданство и место жительства и был гражданином мира во всех отношениях, как географически, так и по образу мысли. Его открытия, прежде всего, раскопки Трои, сделали имя ученого легендарным, а его наследие – объектом неугасающего интереса.


Альтернативный текст

Атанор. Котел алхимика

14 марта – 22 мая 2022

Выставка-исследование незрительных способов восприятия, в центре внимания которой будут находиться редукция и мультисенсорное переживание эстетического опыта. Проект работает с метафорой слепоты и ослепления, воплощенной в произведениях различных эпох, начиная с Просвещения и романтизма до концептуального и перформативного искусства XX–XXI веков. Историческая часть выставки представляет разные концепции зрения и цветовосприятия от античности до современности. Идея проекта возникла в результате работы куратора с незрячими посетителями Пушкинского музея.

На выставке будут представлены работы художников Клода Лоррена, Рембрандта ван Рейна, Пабло Пикассо, Эдуара Пиньона, Ханса Хартунга, Олафура Элиассона, Михаила Матюшина и Нисимура Ёхэй.


Альтернативный текст

ПРОЕКТ «ПУШ». История движущегося изображения

14 июня 2022 – 16 октября 2022

Проект станет рифмой к выставке коллекции Ивана Морозова, которая будет проходить в это время Главном здании. Иван Морозов известен тем, что, формируя свою коллекцию, он представлял ее идеальный образ, тщательно продумывая, какие произведения должны войти в нее. Проект представит такой же образ идеальной коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея. В состав выставки войдут не только работы из собрания ГМИИ, но и те произведения и авторы, которых пока в коллекции музея нет.

Проект будет состоять из нескольких частей: выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XX–XXI веков пригласит посетителей в путешествие по идеальной коллекции искусства новых медиа; видеопоказы раскроют тему современного коллекционирования искусства новых медиа и познакомят зрителей с коллекциями со всего мира; в Главном здании появятся интервенции работ современных художников из коллекции Пушкинского и из кураторского «виш-листа». Также посетителей ждут специальные события в Музейном квартале и за его пределами, медиатека и образовательные проекты.


Альтернативный текст

От Пикассо до Кентриджа. Избранные рисунки мастеров ХХ века из собрания Музея Израиля в Иерусалиме

28 ноября 2022 – конец февраля 2023

Кураторы: Виталий Мишин, Анна Чернышёва, Таня Сиракович.

Экспозиция организуется в рамках партнерского проекта ГМИИ и Музея Израиля в обмен на выставку «Пять веков истории рисунка. Шедевры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Для выставки в Москве отобрано 120 листов, представляющих важнейшие течения в искусстве XX столетия: кубизм, экспрессионизм, Парижская школа, дадаизм, сюрреализм, Баухаус, абстракционизм, минимализм и другие направления.

Поделиться
Комментировать