«Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико»

Даты проведения: 11 февраля 2021 – 1 ноября 2022

Пресс-показ: 10 февраля 2021, 12:00

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12, зал № 17)

Куратор выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, командор ордена Итальянской республики «Звезда Италии»

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико», которая позволит зрителю увидеть вместе все работы ведущего венецианского живописца XVIII века Джамбаттисты Тьеполо (1696 Венеция – 1770 Мадрид) и его сына Джандоменико (1727 Венеция – 1804 Венеция), находящиеся в собраниях Москвы. Выставка включает две знаменитые композиции художника из Музея-усадьбы «Архангельское», которые в прошлом были гордостью находившейся там галереи князей Юсуповых, и произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, большая часть которых также происходит из юсуповской коллекции. Выставка предваряет обширную программу перекрестного года России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы и посвященного сотрудничеству российских и итальянских музеев.

Джамбаттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. Государственный музей-усадьба «Архангельское»

Картины «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», которые в рамках выставки дополнят экспозицию Пушкинского музея, уже более двухсот лет находятся в России: они были приобретены князем Николаем Борисовичем Юсуповым 11 мая 1800 года в Санкт-Петербурге у венецианца Пьетро Конколо и привезены в Архангельское. В 1834 году наследники князя решили разместить их в своем фамильном дворце в Санкт-Петербурге, однако спустя почти сто лет полотна вновь вернулись в Архангельское. Эти произведения признаны капитальными работами Джамбаттисты Тьеполо периода его творческой зрелости. Они написаны около 1745–1747 годов, и это важный момент в эволюции искусства мастера, начало мощного творческого взлета, за которым последует создание всемирно известных монументальных произведений – росписей Палаццо Лабиа в Венеции, Виллы Вальмарана в Виченце, архиепископской резиденции в Вюрцбурге, королевской резиденции в Мадриде, – окончательно закрепивших за Тьеполо славу самого выдающегося живописца XVIII столетия.

Полотна изображают два эпизода из истории Антония, римского полководца, и Клеопатры, последней царицы Египта из династии Птолемеев – встречу в Александрии в 34 году до н  э., вскоре после похода Антония в Армению, откуда он привез плененного армянского царя Артавазда II и богатую добычу, и сцену роскошного пира Клеопатры. В этих полотнах, поражающих своими размерами и яркой красочностью, перед зрителем предстает театрализованное зрелище, в котором находит выход богатая фантазия художника, но в то же время и его знание античности, заметное в точно переданных деталях. Тьеполо выступает здесь как продолжатель великих традиций венецианской живописи эпохи Возрождения, и в первую очередь творчества Паоло Веронезе, которому принадлежат знаменитые сцены пиров.

Работы Тьеполо составляли гордость юсуповской коллекции, и еще при жизни Николая Борисовича во дворце был обустроен зал, в котором помимо двух больших полотен были и другие картины Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико. В их число входил хранящийся теперь в Царскосельском Екатерининском дворце плафон, в отношении которого авторство Тьеполо было отвергнуто, а также четыре вертикальные композиции, погибшие при пожаре 1820 года. Еще три композиции, некогда украшавшие зал Тьеполо в Архангельском, после революции в разное время поступили в ГМИИ им. А.С. Пушкина: в 1924 году – «Возвращение блудного сына», в 1925 – «Мария со спящим Младенцем» (обе Джандоменико Тьеполо), а в 1928 – «Смерть Дидоны», признанная одним из лучших произведений Джамбаттисты Тьеполо, находящихся в России. В эти годы, когда в стране происходило перераспределение музейных коллекций, в Пушкинский музей из Петербурга привезли композицию «Пир Клеопатры», однако, в 1927 году работа была отдана в Архангельское.

Помимо картин из юсуповского собрания, в ГМИИ с 1931 года находятся еще две важные работы Джамбаттисты Тьеполо. «Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским», в прошлом принадлежавшая одному из частных собраний Москвы, представляет собой алтарную композицию, написанную в 1730–1735 годах для церкви Сан-Проволо в Венеции, а «Двое святых» – эскиз, связанный с начальным этапом работы художника (с 1742 по 1745 год) над композицией для главного алтаря церкви Санти Массимо э Освальдо в Падуе. Согласно надписи на обороте, Джамбаттиста подарил его своему старшему сыну Джандоменико. После кончины Джандоменико работу купил у его вдовы архитектор Джанантонио Сельва и отправил находившемуся тогда в России Джакомо Кваренги, у которого ее приобрели князья Долгорукие.

Выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико» объединяет все находящиеся в собрании Москвы работы Тьеполо, отца и сына. Присутствие в экспозиции полотен из коллекции Музея-усадьбы «Архангельское» не только преображает привычную экспозицию музея, но и иллюстрирует важнейший этап в развитии художественных идей Джамбаттисты Тьеполо.

Специально к выставке подготовлен видеогид на русском жестовом языке.

Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Поделиться
Комментировать