От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Даты проведения: 24 марта – 21 июня 2020
Открытие и пресс-показ: 23 марта, 12:00
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12 (центральная выставочная ось)
Куратор: Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Состав выставки –  более 170 рисунков

Выставка охватывает пять веков истории европейского рисунка – с конца XV до середины XX века. Из богатого графического собрания музея отобраны лучшие образцы разных национальных школ – итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Зрители увидят редко экспонируемые работы таких мастеров как Дюрер, Веронезе, Пуссен, Рембрандт, Рубенс, Ватто, Фрагонар, Тьеполо, Давид, Энгр, Домье, Фридрих, Брюллов, Дега, Ренуар, ван Гог, Врубель, Кандинский, Марк, Нольде, Пикассо, Леже, Матисс, Малевич, Шагал. Выставка дает представление о многообразии графических техник и разных манерах рисования, позволяет проследить смену стилей и художественных направлений в истории рисунка, где отразились общие тенденции развития европейского искусства на протяжении нескольких столетий.


Пушкинский музей хорошо известен в России и в мире своими коллекциями живописи. Однако фонды западноевропейской и русской графики широкому зрителю знакомы гораздо меньше. Между тем богатейшее собрание рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина имеет полуторавековую историю, в которой тесно переплелись судьбы самых разных коллекций, и является одним из крупнейших российских собраний графики, наряду с коллекциями Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Оно насчитывает около 27 000 рисунков, относящихся к разным национальным школам, и охватывает все наиболее значимые периоды истории искусства. В основу фонда легло собрание Гравюрного кабинета Румянцевского музея. Затем он систематически пополнялся за счет даров, приобретений, передач из других музеев и государственных учреждений.


Музей регулярно показывает отдельные рисунки или группы рисунков, а также те или иные разделы своих графических фондов в рамках российских и зарубежных тематических выставок или экспозиций, посвященных национальным школам. Важной вехой в истории московского собрания рисунков стала выставка, организованная в 2019 году в Фонде Кустодиа в Париже. Настолько представительного показа рисунков из фондов ГМИИ в стенах зарубежного музея еще никогда не было. Особенность этой масштабной экспозиции состояла также в том, что работы русских мастеров были включены в общеевропейский контекст. Открывающуюся выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» можно рассматривать как второй этап этого проекта.


Московская версия, несмотря на некоторые отличия по составу и способу экспонирования, преследует те же цели – представить публике, пусть и далекий от полноты, все же целостный образ собрания рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отбирая экспонаты, кураторы не стремились выстроить некую модель московской коллекции в миниатюре, с сохранением пропорций и соотношений между ее частями и разделами. Отбор определялся желанием представить по возможности связную историю европейского рисунка на протяжении пяти столетий с опорой на самые сильные стороны собрания Пушкинского музея.


Экспозиция организована по хронологическому принципу, выставку открывают графические работы художников ранней немецкой школы, среди которых представлены листы Альбрехта Дюрера и итальянских авторов Ренессанса, маньеризма и барокко (В. Карпаччо, Веронезе, Пармиджанино, Д.Л. Бернини и др). Второй раздел посвящен произведениям, созданным в XVII столетии в Голландии, Фландрии и Франции (Рембрандт, П.П. Рубенс, Н. Пуссен и др.), третий – искусству рисунка XVIII века во Франции и Италии (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонар, Г. Робер, Ж.-Б. Грёз, Ж.-Л. Давид, Дж.Б. Тьеполо и др.). Далее представлены самые разные явления истории рисунка XIX века в Германии, Франции и России – от романтизма до импрессионизма и символизма (К.Д. Фридрих, Э. Делакруа, К. Брюллов, Ж.-О.-Д. Энгр, Ж.-Б. К. Коро, О. Домье, А. фон Менцель, Э. Дега, П.-О. Ренуар, В. ван Гог, А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, О. Редон, М. Врубель и др.). Начиная с XIX века работы русских рисовальщиков показываются на выставке рядом с произведениями западных мастеров, демонстрируя их интегрированность в общий контекст европейского искусства. Кроме того, в этом разделе экспонируется единственная в российских музеях графическая работа Винсента ван Гога — «Портрет молодой девушки», который соотносится с живописным портретом, известным под названием «Мусме» и хранящимся в Национальной галерее Вашингтона.


В Белом зале демонстрируются рисунки мастеров XX столетия. В эту эпоху национальные разграничения во многом утратили значение: художники из Франции, Германии, России, Испании, Италии на равных участвовали в процессе формирования языка современного искусства, и коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет показать разные грани этого интернационального феномена. Зрители увидят рисунки Ф. Марка, Э. Нольде, М. Пехштейна, П. Клее, В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Матисса, М. Шагала, М. Ларионова, Н. Гончаровой, Д. Де Кирико, П. Филонова, А. Родченко, А. Дейнеки и других известных художников.

В дополнение к основному составу выставки часть экспонатов будет представлена в специальных витринах в залах постоянной экспозиции музея рядом с живописными работами. Более 40 листов будут расположены в соответствии с темами того или иного раздела. Этот принцип экспонирования позволит дать более полное представление о графическом собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.

К выставке издан каталог, а также совместно с банком ВТБ подготовлен электронный гид, который можно скачать бесплатно по QR-коду, расположенному в экспозиции.

 

Поделиться
Комментировать